Домой Симуляторы Энергия как шахматная категория. Стратегия игры в шахматы Шашин ищу сильнейший ход

Энергия как шахматная категория. Стратегия игры в шахматы Шашин ищу сильнейший ход

Возможно, система не столь проста в употреблении, по крайней мере с непривычки. Но если она заметно коррелирует с компьютерными оценками, то систему можно использовать post factum, при комментировании. Если сравнивать с компьютерными алгоритмами, то параметров осталось на три порядка меньше, а расчет вариантов предусмотрен на лишь один полу-ход. Последовательность, если правильно понял, такая:
  1. Рассчитываем параметры.
  2. Определяем зону.
  3. Генерируем ходы-кандидаты, которые будут улучшать тот или иной параметр.
Сомневаюсь, что столь ограниченные средства могут заинтересовать разработчиков комп. алгоритмов, разве что при игре 1 мкс на ход. Ведь тут нет огромного числа тонких эвристик (дефекты структуры, открытые линии и др.)

Принципиально важно, что метод является проверяемым, т.е. он открыт для критики. Не как в теории супер-струн: "Дайте нам решение, а мы сможем его обосновать".

Разберем пример одного из параметров, p . Это подвижность фигур - фактор, отвечающий за шахматное время (и, некоторым образом, аналог кинетической энергии). Очевидно, что речь идет о критерии, который применим и другим видам шахмат: шатрандж, xiang-qi, shogi.

Известная табия, возникающая после 10-ого или 11-ого ходов. Согласно Нимцовичу, имеет смысл избыточно защитить пешку d4, т.е. сыграть 11.Се3 . В современной гроссмейстерской практике этот несколько пассивный ход встречается редко, однако он вполне возможен и приводит с перестановкой к хорошо известной примерно равной позиции. В духе Стейница или Свешникова следует рассмотреть выпад 11.Сg5 , белые должны проявлять активность. Так играют значительно чаще. Наконец, наиболее популярным остается полу-выжидательное 11.Ле1 . Сравним эти возможности по указанному параметру:

Изначально (белые/черные): 45/36
Оборона (11.Се3 ): 48/36, итого +3
Агрессия (11.Сg5 ): 49/35, итого +5
Нейтральный ход (11.Ле1 ): 50/36, итого +5

Итак, современная практика предпочитает ходы, увеличивающие разницу подвижности фигур. Однако остается открытым вопрос, какое продолжение максимизирует данный параметр? Небольшая проверка указывает на 11.Сf4 (53/36): +8 , прекрасный результат. Диагональ h2-b8 пуста, работы на ней слону немного, поэтому почти никто слона туда и не ставит. Тем не менее по формальным критериям именно 11.Сf4 обеспечивает максимальное приращение р .

Очевидно, проверка метода должна вестись следующим образом. Из MegaBase следует выбросить партии движков и партии с слишком длинными и короткими контролями (блиц и переписку). Отрезать первые ходы, выкинуть также строго вынужденные ответы, т.к. в этих случаях игроки не решают проблему выбора (или решена дома, или отсутствует). Останется сто миллионов позиций. Выявить те, в которых по Шашину надо увеличивать подвижность фигур. Составить статистку отклонений для Houdini на фиксированной глубине: рекомендация системы / рекомендация движка / реально сделанный ход.

Надеюсь, что адепты учения проделают эту скучную, но важную для оценки методики, работу. Сам я не могу провести исследование, хотя бы потому, что технические возможности моего компьютера 1999 года выпуска весьма ограничены.


Дорогие друзья, сегодня мы рады Вам сообщить, что договор между американским шахматным книжным издательством "Mongoose Press" и А.А.Шашиным наконец-то подписан. Шашин является автором "физикоподобной" модели шахмат. Учебник известного петербургского шахматного тренера А.А.Шашина "Ищу сильнейший ход" увидит свет на английском языке ближе к концу текущего года. Объём научного труда впечатляет - около 500 страниц. Учебник состоит из трёх частей.
Часть 1 Универсальный метод поиска сильнейшего шахматного хода.
Часть 2 Универсальный метод поиска сильнейшего шахматного хода на практике.
Часть 3 Контуры единой теории шахматной игры.
Автор претендует на решение самого главного вопроса для шахматиста: найти сильнейший ход в любой позиции, используя алгоритмы Таля, Капабланки, Петросяна, либо их комбинации. Но обо всём подробнее уважаемый читатель узнает в отрывке из учебника, а в полной мере прочитав и изучив весь труд полностью. Шашин не скрывает, что его учебник является целостной системой в теории и на практике, совсем как у А.Нимцовича, только на новом качественном уровне.
Для справки:


Александр Александрович Шашин, мастер спорта СССР, работает тренер во Дворце Пионеров имени Жданова, ныне Аничков Дворец, в Санкт-Петербурге с 1979 года вместо ушедшего на пенсию прославленного мастера спорта СССР, ветерана ВОВ А.В.Черепкова. Закончил физико-химический факультет ленинградского технологического института им. Ленсовета по специальности "Радиационная химия". Далее по распределению здесь же работал 3,5 года преподавателем физики на кафедре, успел стать младшим научным сотрудником, проучился 1,5 года в аспирантуре, бросил её. Это всё до перехода на тренерскую работу. Вот что Шашин рассказывает о своём детстве: "С шахматами меня познакомил отец, когда мне было восемь лет. Помнится, что они тогда не произвели на меня должного впечатления. Они стали одной из многих детских забав. То есть я играл в шахматы наряду с русскими шашками, картами, и т.п. Летом - футбол и велосипед. Зимой - лыжи. И ещё: занятия в музыкальной школе (смеётся) из-под палки - мой отец - профессиональный музыкант. Но, увы, Природа (я о своих музыкальных способностях) решила на мне отдохнуть. Однако, в десять лет, то есть в 1954 году, когда проходил матч между Ботвинником и Смысловым, произошёл крутой перелом. Мне на глаза попалась одна из партий этого матча, явно не самая замечательная. Комментатор (не помню, кто и в какой газете) не оставил "камня на камне" от игры её участников. И вот тогда-то я решил стать чемпионом мира! Прекрасно помню, что я почему-то решил, что играю уже сейчас... не хуже Смыслова (А.Ш. улыбается) и лишь слегка уступаю Ботвиннику. Был тогда у меня, это я не помню точно - то ли четвёртый, то ли пятый разряд. Замечательно! У меня открылось нешуточное честолюбие, появился характер, появились успехи в юношеских соревнованиях. Я был трёхкратным чемпионом Ленинграда среди юношей, в 1962 году стал чемпионом СССР, годом раньше вторым призёром. В августе 1961 году, - возглавляя команду Ленинграда на Всесоюзной Спартакиаде школьников, я стал чемпионом Спартакиады. Это было очень крупное соревнование и большое испытание для меня".
В доступной форме в своём учебнике Александр Александрович донёс основные идеи, а также алгоритм поиска хода. В небольшой статье нет смысла переписывать заново всё, что уже было сказано мастером Шашиным в своём интервью, опубликованном на нашем сайте.
Часть 1
Часть 2
Партия А.Шашин - В.Корчной, Ленинград, 1973г.
"Львиная доля" интервью с А.А.Шашиным была опубликована в общероссийской газете "Шахматная неделя" в 2005 году. После окончания работы над рукописью я встретился с автором, и он ещё раз изложил суть метода поиска хода и рассказал об изменениях, которая претерпела его методика с учёта опыта тренерской работы с детьми. Хочется подчеркнуть, что книга не изобилует примерами, которые кочуют из учебника в задачник и наоборот. Они является подобранными творчески по базам шахматных партий, анализы проверены с помощью лучших компьютерных программ. Среди сильнейших шахматистов мира двое, а это гроссмейстеры В.Корчной и А.Морозевич, сотрудничали с А.А.Шашиным. С В.Корчным в далёком 1976 году творческий союз продолжался пару недель проведённых вместе в доме отдыха под Зеленогорском. Его результатом стало успешное выступление Виктора Львовича в Амстердаме, после которого он, как известно, остался на Западе. А с А.Морозевичем начался в 2002 году, выдержал испытание временем, и длится до сих пор. Стоит отметить, что А.Морозевич написал предисловие к учебнику. Вот небольшие выдержки из него:

"Наше первое очное знакомство с А.А. Шашиным состоялось весной 2003 года, в очень непростой момент в моей карьере. Позади был 2002 год, один из самых неудачных за всю мою 15-летнюю профессиональную деятельность: Судьбе было угодно именно тогда познакомить меня с удивительным человеком, тренером, физиком по образованию и, возможно, призванию - Шашиным Сан Санычем, как с тех пор несколько фривольно я его зову. Его поддержку в тот момент трудно переоценить. Наши многочасовые кухонные беседы вернули меня к жизни как шахматиста и как человека. Благодаря терпению и необыкновенной врожденной интеллигентности Сан Санычу удалось не только заново пробудить мой шахматный аппетит, но и показать такие грани жизни, которые до него в силу возраста и особенностей своего характера я упрямо игнорировал: С.С. именно в этот момент, существенно обогатил и расширил свои представления; при выборе хода я нередко с успехом использовал предложенные им идеи. Тот факт, что период с июля 2003 по июль 2004 оказался наиболее успешным во всей моей карьере - во многом заслуга наших "застольных" бесед. Я триумфально вернулся в первую пятерку, выиграв по ходу практически все, где играл..."

В обозримом будущем планируется издание учебника и на русском языке... Самые нетерпеливые читатели смогут изучать учебник Шашина на английском языке уже совсем скоро. Предварительное название книги на английском языке звучит так: Alexander Shashin "Best Play: Revolutionary Method for Finding the Strongest Move". Сегодня мы предлагаем небольшой отрывок из первой части книги , вводящий читателя в курс рассматриваемой методики с примером из партии Петросян - Берток, Блед 1961г.

Правила игры в Русские шашки

Цель игры - съесть все шашки противника или «запереть» их (т.е. лишить возможности хода)

Игра ведется только по тёмным полям. Шашечная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы слева от играющего находилось тёмное угловое поле. В начальной позиции у каждой стороны по 12 шашек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны

Шашки делятся на простые и дамки. В начальном положении все шашки простые. При достижении последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда, простая шашка превращается в дамку

Ходы делаются по очереди, передвижением своей шашки на незанятое поле. Пропуск хода не допускается. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми. Простая ходит только вперёд на одну клетку по диагонали. Дамка ходит по диагонали на любое поле, как вперёд, так и назад, причём через свои шашки она перескакивать не может

Если простая шашка находится рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле, после этого, шашка соперника снимается с доски. Если при этом возникает возможность продолжить взятие других шашек соперника, то это взятие должно быть произведено. При бое через дамочное поле простая шашка превращается в дамку и продолжает бой по правилам дамки. За один ход шашку противника можно побить только один раз (правило турецкого удара). Согласно этому правилу, если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается. Побитые шашки противника снимаются только после завершения хода. Взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. При нескольких вариантах взятия, например, одну шашку или две, игрок выбирает вариант взятия по своему усмотрению.

Выигрыш

Ничья

  • если участник, имеющий три дамки (и более) против одной дамки противника, за 15 ходов не возьмёт дамку противника;
  • если в позиции, в которой оба участника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (не было взятия, ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:
    • в 2-х и 3-х фигурных окончаниях – 5 ходов,
    • в 4-х и 5-и фигурных окончаниях – 30 ходов,
    • в 6-и и 7-и фигурных окончаниях – 60 ходов;
  • если участник, имея:
    • три простые,
    • три дамки,
    • две дамки и простую,
    • дамку и две простые,
    против одной дамки противника, находящейся на большой дороге (главной диагонали доски), за 5 ходов не возьмет дамку противника;
  • если в течение 15 ходов участников делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия.

Правила игры в Поддавки (Обратные шашки)

Поддавки это шашки с обратной целью игры - потерять все свои шашки: заставить противника их «съесть» или «запереть».

Правила игры в Диагональные шашки

Правила аналогичны правилам игры в русские шашки, но начальная расстановка - иная (большая диагональ свободна, сверху и слева от неё все клетки заняты черными шашками, снизу и справа - белыми).

Правила игры в Международные шашки

Для игры используется доска 10×10 клеток. Шашки расставляются на чёрных полях первых четырёх горизонтальных рядов с каждой стороны. Играющий белыми ходит первый, далее ходы делаются поочередно. Шашки делятся на простые и дамки. В начальном положении все шашки простые.

Простая шашка ходит по диагонали вперёд на одну клетку. При достижении любого поля последней горизонтали, простая шашка превращается в дамку.

Дамка ходит по диагонали на любое свободное поле как вперёд, так и назад.

Взятие обязательно, если оно возможно. Шашки снимаются с доски лишь после того, как берущая шашка остановилась.

При взятии применяется правило турецкого удара - если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается (то есть, запрещается дважды брать одну и ту же шашку, при этом можно пересекать дважды одно и то же пустое поле).

Если есть несколько вариантов взятия, нужно выполнить тот из них, который снимает максимальное количество шашек соперника (независимо от их качества - и простая, и дамка считается одной шашкой). Если всё ещё вариантов несколько, можно выбрать любой из них. Если имеется выбор боя дамкой или простой, то можно брать любой из них, соблюдая и в этом случае правило взятия наибольшего количества шашек.

Если простая шашка в процессе взятия достигает дамочного поля и может бить дальше в роли простой шашки, то она этим ходом продолжает бой и остаётся простой. В противном случае она превращается в дамку и останавливается. Право боя по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Выигрыш

Партия считается выигранной в следующих случаях:

  • если один из участников покинул партию или заявил о том, что сдаётся;
  • если шашки одного из участников заперты и он не может сделать очередной ход;
  • если у одного из соперников побиты все шашки.

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

Ничья

  • если один из участников предлагает ничью, а другой её принимает;
  • при невозможности выигрыша ни одного из соперников;
  • три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причём очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной;
  • участники в течение 25 ходов делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;
  • если участник, имея в окончании партии:
    • три простые,
    • три дамки,
    • две дамки и простую,
    • дамку и две простые,
    против одинокой дамки или одну дамку против одинокой дамки или простой шашки, своим 5-м ходом не добьётся выигранной позиции;
  • на доске остаются пять дамок или четыре дамки и одна простая шашка против двух дамок, а сильнейшая сторона своим 50-м ходом не добьётся выигранной позиции.

Шашечная нотация

По нотации, принятой в международных шашках, все чёрные поля имеют номера (от 1 до 50). Нумерация доски начинается со стороны чёрных и идёт справа налево. Для записи хода простой шашки или дамки обозначают сначала поле, где шашка или дамка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится (например: 8-12). При записи взятия (боя) вместо тире ставится двоеточие (например: 12:21, 47:24:35).

Правила игры в Английские шашки (Чекерс)

Правила игры в Английские шашки (Чекерс) очень похожи на правила игры в Русские шашки, но имеют некоторые отличия:

  • первым ходит игрок, играющий черными шашками
  • простая шашка не может бить назад;
  • дамка может ходить только на одно поле в любом направлении;
  • дамка может бить только через одно поле в любом направлении;
  • бить можно произвольное количество шашек.

Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Выигрыш

Партия считается выигранной в следующих случаях:

  • если у одного из соперников побиты все шашки;
  • если шашки одного из участников заперты и он не может сделать очередной ход;
  • если один из участников заявил о том, что сдаётся.

Ничья

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

  • если один из участников предлагает ничью, а другой её принимает;
  • три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причём очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной;
  • в течение последних 40 ходов не произошло изменения сил, то есть никому из игроков не удалось провести хотя бы одну шашку в дамки, и не было удалено с доски хотя бы одной шашки или дамки.

Обращаем ваше внимание на то, что игра будет сохранена в историю, и за нее буду начислены очки только в том случае, если было выполнено 3 и более перехода хода (например, 2 хода белых и один черных для режима «Русские шашки»).

Панель режимов

Панель режимов позволяет выбрать текущий режим игры.

Верхняя панель кнопок

Ход назад , Ход вперед - позволяет отменять и повторять ходы в игре с компьютером.

Предложить ничью позволяет отправить сопернику предложение о ничьей. В случае его согласия игра будет завершена как ничья, при этом количество очков у обоих игроков не изменится;

Сдаться

Новая игра – начать новую игру с компьютером.

Покинуть игру

Дополнительные кнпоки в совместной игре

Предложить ничью позволяет отправить сорпенику предложение о ничьей. В случае его согласия игра будет завершена как ничья, при этом количество очков у обоих игроков не изменится;

Сдаться - завершает игру (засчитывается поражение).

Покинуть игру - позволяет немедленно завершить текущую игру (засчитывается поражение).

Нижняя панель кнопок

Настройки - открывает меню настроек, в котором вы можете:

  • Выбрать цвет фигур;
  • Изменить уровень сложности компьютера;
  • Включить или выключить автоматический ход для ситуаций, когда по правилам игры существует единственно возможный ход;
  • Включить отображение взятых фигур и истории ходов;
  • Включить или выключить звук;
  • Запретить другим игрокам приглашать вас в игру;
  • Открыть черный список.

Описание - открывает описание игры.

Вопросы и отзывы - открывает гостевую книгу, в которой вы можете оставить отзыв или пожелание к игре.

История - история всех ваших игр с указанием даты игры, противника и его места в рейтинге.

Жёлтым цветом отмечены выигранные вами партии, красным – проигранные, синим – завершенные ничьей.

Звёздочкой отмечены игры, занесённые вами в избранное.



Очки начисляются только за победы над противниками (за ничьи и победы над компьютером очки не начисляются).

Система рейтингов Эло, коэффициент Эло - метод расчёта относительной силы игроков в играх, в которых участвуют двое игроков. Эту систему рейтингов разработал американский профессор физики венгерского происхождения Арпад Эло.


В личном кабинете вы можете указать дополнительную информацию о себе, загрузить фото, изменить пароль, а также хранить и осуществлять личную переписку с другими зарегистрированными игроками.

Вы можете играть без регистрации в качестве гостя. После регистрации и/или авторизации вы получите доступ в личный кабинет и сможете отправлять другим игрокам личные сообщения.

Чтобы зарегистрироваться надо просто ввести имя (от 3 символов) и пароль (не менее 5 символов). Если такое имя уже зарегистрировано в игре, вам придется выбрать другое.

Купить бумажную книгу

Название: Ищу сильнейший ход: новый алгоритм по нахождению сильнейшего хода

Издательство: Мангус

Год: 2013

Формат: PDF

Количество страниц: 401

Размер: 38,6 Mb

Для сайта:

Известный петербургский тренер, мастер спорта СССР Александр Шашин написал книгу, являющуюся плодом многолетних анализов и размышлений. 500-страничный труд состоит из трех частей: «Универсальный метод поиска сильнейшего шахматного хода», «Универсальный метод поиска сильнейшего шахматного хода на практике» и «Контуры единой теории шахматной игры».

Наша конечная шахматная цель, которую мы будем настойчиво и упорно преследовать, – это универсальный метод поиска сильнейшего шахматного хода. Добавлю: метод, работающий во всех без исключения возможных шахматных позициях. Во всех!

Рассчитана на квалифицированных шахматистов, но будет интересна и широкому кругу любителей шахмат.

Купить бумажную книгу или электронную версию книги и скачать

Купить бумажную книгу

По кнопке выше можно купить бумажные варианты этой книги и похожих книг на сайте интернет-магазина "Лабиринт".

Дата и время

Страница сгенерирована: 2016-02-27 12:37

Оригинальная дата и время страницы: 2014-04-17 03:13


  • Автор: Наумов Л.Б., Гаевский Ю.Г., Бессонов А.М., Меркушев В.В. Издательство: Ташкент: Медицина Год: 1979 Страниц: 344 с. Формат: djvu / rar + 3% Размер: 20.9 MB Данное...

  • Авторы: коллектив Издатель: СамИздат Формат: MP3 Качество: 128-320 kbps Время звучания: более 16 часов Размер: 256 Mb х 6 Мега-подборка современных детских новогодних и зимних песен! В комплекте песни, минусовые фонограммы, к...

  • Название: Поем вместе Авторы: коллектив Издательство: СамИздат Исполнители: Вахрушева Н.,Бокова Т.,Юдахина, ДоМиСольКа др. Качество: 128-320 kbps Кол-во аудиофайлов: 152 Формат: mp3 Время звучания: более 8 часов Размер: 670.78 MB Сборка зимних,новогодних песен...

  • Автор: Субботин Л.И. Издательство: М.: Институт проблем управления здравоохранением Год: 2009 Страниц: 30 ISBN: 978-5-91863-034-1 Формат: PDF Размер: 12.6 Mб Язык: русский Алгоритмы первой помощи разработаны для водителей транспортных средств различных категорий...

  • Автор: Александра Лисина Название: Право сильнейшего Серия или цикл: Игрок [=Без права на выбор] Издательство: Аудиокнига своими руками Озвучивает: Александра Хиландер Год издания аудио книги: 2014 Жанр: Фэнтези Аудио: MP3, 96 Кбит/с...

Это интересно, а можете упростить концепции Вашей теории?
- Пожалуйста. Все позиции 10 в 36 степени. Я разбиваю на три класса.

  • Первый класс подчиняется алгоритму М. Таля. Здесь главное надо атаковать материальные мишени фигуры и пешки. Это не единственная, но главная задача.
  • Второй класс. Здесь работает алгоритм Х-Р. Капабланки. В таких позициях происходит игра по пустым полям шахматной доски, то есть позиционную игру я свожу к игре по пустым полям. Мы их захватываем, либо отдаём. В зависимости от того, когда мы проводим стратегическую атаку, либо под давлением соперника стратегическую защиту. Таким образом, игра с алгоритмом Капабланки может быть как агрессивной, так и оборонительной.
  • Третий класс алгоритм Т. Петросяна. Это антипод алгоритма М.Таля. Если сильнейшая сторона обязана атаковать стратегически важные поля и материальные мишени, то другая сторона обязана их защищать. То есть пытаться установить заслон экспансии соперника без ущерба своих шахматных сил. Иначе говоря, имеет место симметричный процесс.

Это довольно просто для понимания шахматистам даже не второго, а сильного третьего разряда. А, говоря о более сложных позициях, мы будем вынуждены вводить элемент Хаоса. Появляются смешанные алгоритмы типа Таль - Капабланка, Капабланка - Петросян и самом сложном алгоритме Таль - Капабланка - Петросян. Эти алгоритмы переполнены сложными бифуркациями. Если шахматист поймёт, что в сложной позиции у него есть минимум два правильных хода, если второразрядник не будет тупо тратить своё время на один единственный правильный ход. Если он себя запрограммирует, что у него есть два правильных хода. (

Новое на сайте

>

Самое популярное