«
Сюжетно-ролевая игра
«Магазин»
Старшая группа
Разработала и провела
воспитатель: Каримова Г.Р.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «МАГАЗИН»
Цель: Расширить знания детей о работе продавца в магазине.
Задачи: 1. Воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца.
2. Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, товар, весы, кассир, взвешивать, заворачивать вещи, названия продуктов, бытовых приборов, одежды.
Предшествующая работа:
1. Экскурсия в ближайший магазин с целью наблюдения за работой продавца.
2. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный)»
3. Рассказ воспитателя о профессии продавца.
4. Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.
5. Дидактические игры: «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий».
6. Рисование «Магазин продуктов»
7. Лепка «Овощи-фрукты для магазина»
8. Ручной труд: изготовление кассы, чеков, денег для игры «в магазин»
В магазине работает продавец, продает хлеб, молоко, овощи, фрукты, конфеты.
Продукты взвешивают на весах.
Продавец вежливо разговаривает с покупателями.
Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку.
Покупатели платят деньги в кассу кассиру – он выдает им чеки.
Продавец получает чеки и взвешивает продукты, отпускает товар.
Магазин игрушек – выбираем самую красивую игрушку, продавец показывает, как с ней играть.
Магазин готовой одежды – примеряем сыну или дочке красивую одежду. Вежливо разговариваем с продавцом.
Магазин посуды – выбираем посуду, какую нам надо, правильно называем ее.
Магазин тканей – правильно называем ткань, которую хотим купить. Продавец отрезает ткань, заворачивает покупку, принимает деньги от покупателей.
Магазин обуви – примеряем сыну или дочке обувь, правильно называем ее. Продавец вежлив с покупателями.
Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
д/с «Росинка» с. Новобелокатай «Детский сад « Теремок» с. Новобелокатай» муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
Сюжетно-ролевая игра
«Парикмахерская»
Старшая группа
Разработала и провела
воспитатель: Каримова Г.Р.
Сюжетно-ролевая игра «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»
Цель: Обогатить знания детей о труде парикмахера.
Задачи : 1. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера.
2. Активизация словаря: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа,
фен, стрижка, стрижет, челка, бреет, освежает одеколоном, пенка для укладки, накручивать на бигуди, платить деньги в кассу.
Предшествующая работа:
Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.
Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера.
Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую».
Экскурсия в парикмахерскую.
Наблюдение за работой мастера.
Чтение рассказов Б.Житкова «Что я видел», С.Михалкова «В парикмахерской»
Ручной труд: изготовление игрушечных ножниц, расчески, фасоны причесок (рисунки)
Собрать атрибуты для игры: использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.
Воспитатель и дети проговаривают игровые действия, распределяют роли.
Стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок.
Назначаем Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
Мастер расчесывает волосы, стрижет.
В парикмахерской мамы с дочками.
Мастер вежлив с клиентами. Он причесывает, стрижет, сушит феном волосы, предлагает посмотреть в зеркало.
Мастер мужского зала – стрижет, бреет, освежает одеколоном. Разговаривает вежливо, приветливо. Клиент платит деньги в кассу.
Мастер детского зала - стрижет, причесывает, заплетает девочкам косы. Клиенты благодарят за работу.
Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
д/с «Росинка» с. Новобелокатай «Детский сад « Теремок» с. Новобелокатай» муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
Сюжетно-ролевая игра
«Пароход»
Старшая группа
Разработала и провела
воспитатель: Каримова Г.Р.
Сюжетно-ролевая игра «ПАРОХОД»
Цель: Расширить и углубить знания детей о работниках водного транспорта.
Задачи: 1. Дать детям сведения о том, какие бывают пароходы, куда они плывут, что перевозят.
2. Воспитывать у детей уважение к труду работников водного транспорта.
3. Активизация словаря: трап, капитан, капитанский мостик, штурвальный, палуба, матросы, пристань, мачта.
Предшествующая работа:
Чтение рассказов о моряках, о водном транспорте.
Рассматривание иллюстраций о водных видах транспорта.
Просмотр слайдов или мультфильмов («В порту») о пароходах и работе речного транспорта.
Беседа о труде моряков, о работе водного транспорта.
Дидактическая игра «На суше, на небе, на воде»
Настольная игра-лото «Транспорт»
Аппликация «Пароход на реке»
Ручной труд: изготовление бинокля, рупора, цветных флажков для мачты, бескозырок.
Воспитатель и дети проговаривают игровые действия, распределяют роли.
Пароход строят из кубиков, блоков, кирпичиков, веревки, стульчиков.
Пассажиры отправляются в путешествие по реке.
Капитан отдает команды, смотрит в бинокль.
Штурвальный ведет пароход, крутит руль.
На остановках все выходят на берег, гуляют, ходят на экскурсии.
Моряки на пароходе убирают трап, моют палубу, выполняют команды капитана.
Повар-кок готовит обед для команды.
Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
д/с «Росинка» с. Новобелокатай «Детский сад « Теремок» с. Новобелокатай» муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
Сюжетно-ролевая игра
«Семья»
Старшая группа
Разработала и провела
воспитатель: Каримова Г.Р.
Сюжетно – ролевая игра «Семья» в старшей группе.
Цель: обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету « Семья».
Задачи:
Обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуации – вызов скорой помощи или врача на дом больному, осмотр больного врачом;
Побуждать к самостоятельному распределению ролей; (Познавательные УД)
Развивать игровые умения по сюжету; (Познавательные универсальные действия)
Учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал и атрибуты.
Развивать ролевую речь; (коммуникативные действия)
Побуждать развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (вызов скорой помощи на дом, покупка лекарств в аптеке). Регулятивные действия.
Формировать доброжелательные взаимоотношения. Личностные универсальные учебные действия.
Активизировать в речи слова: педиатр, хирург, врач скорой помощи, аптекарь и др.
Предварительная работа:
Рассказы о профессиях мед. работников, «Скорой помощи».
Беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больнице.
Чтение худ. лит-ры: К. Чуковский «Айболит», З. Александрова «Мой мишка», А. Крылов «Заболел петух ангиной».
Экскурсия в мед. кабинет в д.с.
Дид. игры: «К какому врачу нужно обратиться мишке?»;
Дидактическая игра "Кому, что нужно для работы?” Рассматривание картин, на которых изображена деятельность врача?» и др.
Работа с родителями : изготовление атрибутов для игры.
Материалы:
Игровой уголок «Семья», кукла Маша, машина «Скорая помощь», игр. мед инструменты, белый халат для врача и аптекаря, атрибуты, игруш. телефоны, игрушки - заменители.
Ход игры:
1. Беседа: Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».
Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье? Какие обязанности у папы? Какие обязанности у мамы? Что делает их ребенок? Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?
Дети, а если кто – то из членов вашей семьи заболел, что вы будете делать? (Обобщаю ответы детей).
2. Стук в дверь. Приносят куклу Машу. Она капризничает, потому что у нее болит горлышко.
Дети чтобы не огорчать куклу Машу, давайте мы станем ее семьей и позаботимся о ней.
Как вы думаете, с чего мы начнем игру?
3. (Распределение ролей по желанию детей)
А что еще нужно для игры? Правильно, надо выбрать место для игры. (Выбор места игры) Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.
Автопарк машины «Скорой помощи» будет находиться вот здесь.
4. Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой живут в этом домике. Сегодня выходной день.
Что делает утром мама? (готовит завтрак) Что делает папа? (занимается с ребенком).
Доченька Машенька капризничает, плачет. (В роли куклы Машеньки вос-ль)
Как вы думаете, дети, почему плачет Маша? (Она больна)
Мама трогает ладошкой лоб Машеньке, просит папу принести градусник. У ребенка высокая температура. Мама и папа обеспокоены.
Что- же предпринять, ребята, папе и маме? (Вызвать «Скорую помощь»)
Папа берет телефон и вызывает «Скорую помощь».
По какому номеру вызываем «Скорую помощь»? (03)
Диалог папы с врачом «Скорой помощи».
Папа: Здравствуйте, можно вызвать врача на дом?
Врач: Что у вас случилось?
Папа: Дочка заболела. У нее высокая температура.
Врач: Назовите ваш адрес?
Врач: Ждите, выезжаем.
Приезжает врач.
(Папа встречает «Скорую помощь» и приглашает в дом)
Дети, что сначала должен сделать доктор? (Помыть руки)
Доктор осматривает девочку (глазки, ушки, горлышко) ставит градусник, затем делает укол, выписывает рецепт и просит завтра посетить детского врача (педиатра).
Мама укачивает дочку.
Папа идет в аптеку за лекарством.
Ребята, кто из вас был в аптеке? Как называется профессия людей, которые работают в аптеке?
Здравствуйте. У вас есть это лекарство? (Протягивает рецепт аптекарю)
Да. 4 рубля. Пожалуйста. (Протягивает в окошечко деньги)
Возьмите лекарство.
До свидания
Машу поят сиропом. Укладывают спать. Она здорова.
5. – Дети, вам понравилась игра? Были ли у вас такие случаи дома? Что делали врачи «Скорой помощи»? Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?
Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
д/с «Росинка» с. Новобелокатай «Детский сад « Теремок» с. Новобелокатай» муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
Сюжетно-ролевая игра
«К нам гости пришли»
Старшая группа
Разработала и провела
воспитатель: Каримова Г.Р.
Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли»
Цель : обогащать знания детей о традициях гостеприимства башкир.
Задачи:
формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование : все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д. с элементами башкирского орнамента.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций башкирского быта.
Чтение рассказов башкирских писателей.
Беседа о традициях башкир.
Ход игры:
Роли распределяются по желанию.
Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения.
Все хлопочут об устроении праздника.
Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол.
В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.
Дети проговаривают правила поведения во время обеда; в гостях. Воспитатель напоминает особенности башкирского гостеприимства.
Сюжетно-ролевая игра «В научной лаборатории»
в подготовительной к школе группе
1. Задачи руководства:
а) расширение представлений об окружающем
Р азвивать исследовательскую деятельность детей по теме «Воздух» посредством экспериментальной и игровой деятельности;
Побуждать детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации;
Мотивировать детей к поиску новых знаний;
Вовлекать детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование;
б) формирование игровой деятельности
Побуждать детей самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы;
Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;
в) формирование взаимоотношений
Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих;
Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника, справедливо решать споры.
2.Подготовка к игре:
Дата | Изготовление атрибутов | Обогащение впечатлениями | Обучение игровым приемам |
Октябрь Ноябрь | Поиск картинок с изображением планеты Земля. Изготовление знаков-символов. Изготовление из бумаги вееров. Сбор трубочек от коктейля, пластмассовых стаканчиков, поролоновых губок. Заготовка ленточек из ткани. Изготовление султанчиков. Заготовка бейджиков с именами детей и названием должностей в лаборатории. Лепка мелких пластилиновых шариков. Частичное изготовление воздушного змея. | Эксперименты с воздухом. Наблюдение на прогулке за ветром. Загадывание загадок о ветре. Просмотр слайдов на тему «Воздух» при ознакомлении со свойствами воздуха. Дидактическая игра «Разноцветная капля». Подвижные игры на прогулке с султанчиками. Игра на прогулке с воздушным змеем. | Проводим опыты и эксперименты. Договариваемся. |
3. Перспективный план подготовки к сюжетно-ролевой игре «Играем в научную лабораторию»
Сюжеты | Роли | Атрибуты к игре | Игровые действия | Речевые обороты |
Научная лаборатория | Заведующий лаборатории Заместитель заведующего лаборатории Лаборанты Помощники лаборантов |
слайды на тему «Воздух» | Руководит лабораторией, координирует работу лаборантов, проводит самые сложные опыты Помогает заведующему, подносит инструментарий, следит за работой лаборантов и их помощников Проводят опыты и эксперименты, делают выводы, фиксируют результаты опытов Ассистируют лаборантам, готовят инструментарий для опытов, убирают его на место, помогают фиксировать результаты опытов | Как вы думаете? Я предполагаю… Давайте вместе придумаем…, попробуем…, проверим… Я думаю, что… Разрешите Вам помочь. Давайте сделаем вывод…, зафиксируем результаты… Я думаю, что… Я предполагаю… Разрешите вам помочь. Будьте так добры… Я думаю, что… |
Сопутствующие сюжеты | ||||
Творческая мастерская | Юные художники |
| Играем с воздухом, выдуваем картинку. | Я бы вам посоветовал… Давайте пофантазируем… Как вы думаете? |
В комнате отдыха | Сотрудники лаборатории |
| Играем и двигаемся под веселую музыку с ленточками. | Предлагаем сделать перерыв. Обратите внимание на движения… |
4. Ход игры.
Ребята, посмотрите, Дед Мороз прислал вам письмо и необыкновенный подарок. Дети раскрывают письмо, воспитатель читает его: «Дорогие ребята! Поздравляю Вас с наступающим Новым годом! В подарок высылаю Вам куклу, а зовут её Шарочка. Дед Мороз».
Вот так Дед Мороз, выдумщик! Прислал такую интересную игрушку.
Вот только непонятно, из чего сделана Шарочка? Может, вы подскажите мне.
А хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести известные опыты с водой и воздухом.
Давайте выберем, кто кем будет в нашей лаборатории?
Разрешите мне быть заведующим научной лаборатории (пояснение, что он будет делать)
А кто будет моим заместителем? (пояснение).
Теперь давайте решим, кто будет лаборантами? (пояснение).
А ещё нам нужны помощники лаборантов (пояснение).
Давайте наденем фартуки, халаты, и прикрепим бейджики с нашими именами и должностями. Отправляемся на наши рабочие места.
Как вы думаете, что легче: воздух или вода?
Я подскажу вам, как можно это проверить.
Лаборанты, мне нужна ваша помощь. Давайте проделаем этот опыт в нашей лаборатории.
Лаборанты, что произошло? Поясните, что вы получили? Помощники, зафиксируйте результаты опыта?
А теперь, лаборанты, проведите все известные вам опыты с воздухом и водой, а помощники вам помогут.
В зоне отдыха постоянно звучит спокойная музыка, дети по желанию двигаются и танцуют с лентами, изображая ветерок.
Разрешите мне, как заведующему нашей лаборатории, показать вам один интересный опыт.
Я зажигаю свечу. Смотрите, пламя горит. Подержу над пламенем фарфоровое блюдце.
Что произошло с дном блюдца?
Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя может загрязнять воздух.
Мы сегодня замечательно поработали в нашей научной лаборатории, добились хороших результатов.
5. Окончание игры
Я предлагаю пройти в творческую мастерскую и завершить работу по изготовлению воздушного змея. Мы его возьмем на улицу и полюбуемся его полетом. Можно взять на прогулку и нашу новую игрушку Шарочку, и посмотреть, как она будет гулять.
А еще можно с помощью ветра и воздуха создать разноцветную картину. Можете попробовать порисовать разноцветными каплями.
Дети проходят к рабочим местам, завершают конструирование из бумаги воздушного змея, начатое ранее и рисуют способом выдувания рисунки.
6. Оценка игры
Мне, ребята, очень понравилось быть заведующим научной лаборатории. У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия и споры. Лаборанты сегодня очень хорошо планировали свою работу, обсуждали свои действия со своими помощниками. Спасибо помощникам лаборантов! В нашей лаборатории чистота и порядок. Можно отправляться на прогулку и запускать воздушных змеев.
Дети проводят в детском саду много времени и деятельность их очень разнообразна: от подвижных игр до спокойных занятий. Поэтому мы старались особо тщательно продумать, оформить и правильно разместить игровые зоны.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащено большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрели площадь свободную от мебели и игрушек. Постарались обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки).
Ни для кого не секрет, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра, в которой формируется его личность. Нужно ли говорить о том, что дети стремятся воплотить в играх все те ситуации, которые они наблюдают в повседневной жизни. В группе имеются уголки по различным сюжетно-ролевым темам: парикмахерская, больница, магазин, мастерская и другие - это основа игровой зоны любого детского сада. Мы старались творчески подходить к оформлению и организации уголков. Сюжетно-ролевые игры в детском саду – это возможность познакомить ребенка с новыми ситуациями, примерить то или иное поведение, научиться решать важные вопросы в миниварианте.
Очень мы театры любим, круглый год мы с ними дружим:
В нашей группе все актеры, кукловоды и танцоры,
акробаты и жонглёры, балерины, режиссёры!
Каждый день и каждый час мы хотим играть для Вас!!
Если б видел Станиславский – был бы очень рад за нас!
В группе оборудована театральная зона, в которой дети играют не только в сюжетно-ролевые игры, но и в режиссерские игры и игры-драматизации. Поэтому в зоне театрализованной деятельности представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.
Мир театра
Цель: дать детям представление о разных видах театрального искусства: кукольном театре, театре драмы и комедии, настольном и пальчиковом театре, развивать и поощрять сочинительские способности детей, интерес к творчеству, воспитывать чувство уверенности, самостоятельности в творчестве.
Оборудование: игрушки для настольного театра, билеты, касса.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится спектакль в театре. Дети приобретают билеты в кассе, проходят в зал, занимают места. Артисты уже распределили роли между собой. Они показывают настольный театр. Это могут быть или знакомая сказка, или вновь придуманный сюжет. В конце представления дети аплодисментами благодарят.
Театральное представление.
Цель: научить детей вживаться в образ, действовать коллективно.
Оборудование: костюмы или шапки-маски сказочных персонажей.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель читает детям сказку (к примеру, сказку «Репка»), а потом задает вопросы: «Что посадил дед? Кто помогал деду вытащить репку? А смог бы дед один вытащить репку, как вы думаете? А кто из персонажей вам больше нравится?» После обсуждения сказки воспитатель предлагает детям поиграть в театр. Педагог распределяет роли среди желающих, читает вслух сказку, актеры действиями ее изображают. Не занятые в спектакле дети становятся зрителями. Затем дети меняются ролями – зрители становятся актерами и наоборот. По желанию детей можно еще раз проиграть эту же сказку или другую.
Примечание: в зависимости от возраста детей сказки могут быть как простыми, содержащие короткие реплики («Курочка Ряба», «Репка»), так и сложными, с большим количеством героев, с длинными репликами.
Также вместо костюмов можно использовать обычные игрушки или изготовить кукол, одевающихся на руку. Их легко можно сшить из небольших цветных клубков, на которые наклеиваются глазки, волосы, и кусочков ткани, из которых выкраиваются платья. Пальчики дети вдевают в рукава этих платьев.
Уголок школьника в детском саду должен способствовать освоению детьми навыков письма, счета, чтения; совершенствованию произносительных навыков; ознакомлению с особенностями школьной жизни, а также формированию позиции школьника.
Школа
Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель. Воспитать желание учиться в школе, уважение к труду учителя. Расширить словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.
Уголок природы является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Основная часть растений размещается в этом уголке.
Поливаем огород
Цель : научить детей внимательно вслушиваться в обращенные к ним слова, пополнить запас знаний о растениях.
Оборудование: красные фишки, лейка.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу об огороде, задает вопросы: что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения на огороде хорошо росли? Дети отвечают, педагог помогает, затем предлагает поиграть, говорит: «Мы с вами вспомнили столько вкусных овощей, фруктов, ягод. Узнали, что растения не могут жить без воды. А давайте теперь представим, что у нас тоже есть огород, и будем его поливать. Только поливать нужно внимательно». Дети встают в круг, один из них берет в руки леечку и становится в центр круга – он будет поливать огород. Дети идут по кругу, хором говорят:
Дождик долго не идет, поливаем огород.
В лейку воду набираем и на грядке поливаем…
Дети останавливаются и по очереди называют любые фрукты и овощи, а также вещи, которые полива не требуют: например редис, морковь, сапог, ромашка, лопата, телефон. Игрок с леечкой должен ответить «поливаю» или «не поливаю». Если ребенок ошибается, он получает штрафную красную фишку. Долго думать и менять ответ не разрешается. Затем в роли поливальщика выступает другой ребенок. Кто больше всех получил таких фишек, тот должен выполнить задание, которое придумают для него дети.
Примечание: если играют дети в возрасте 5–7 лет, то им отвечать нужно быстро, без запинок. Если ребенок задерживается с ответом, он получает штрафную фишку. Игру можно усложнить – называть только растения. Ребенок должен определить, какие растения нужно поливать, а какие нет. В случае спора ответ считается правильным, если ребенок сможет обосновать свой ответ. Например, из крапивы можно сварить суп. После игры воспитатель предлагает детям отгадать загадки на «огородную» тему.
Экскурсия в оранжерею
Цель: закрепить знания детей о росте и развитии растений, о способах ухода за ними, воспитывать любовь и стремление заботиться о растениях.
Оборудование: растения в уголке природы.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: воспитатель говорит, что сегодня к нам в гости приехал специалист из оранжереи (ребенок, выбранный заранее воспитателем), который предлагает пройти в его оранжерею, где можно узнать много нового из жизни растений. В оранжерее работают садовники, они рассказывают детям, как правильно ухаживать за растениями, как часто их нужно поливать, какими полезными свойствами обладает то или иное растение.
В нашей группе отведено место для изобразительной деятельности так, чтобы было хорошее освещение и соответствовало требованиям СанПина. На полочках находятся стаканчики для воды, карандаши и фломастеры, подставки с кисточками, краски и гуашью, листы бумаги для рисования и пр. Имеются образцы для рисования, а так же различные шаблоны и трафареты. Расположена коробка с разными типами и видами бумаги. В контейнере находятся дидактические игры, альбомы образцов для рисования и лепки, раскраски.
В художественной мастерской
Цель: формировать представления детей о видах изобразительного творчества, закреплять навыки пользования кистью, карандашом, развивать художественное восприятие произведений изобразительного образа, воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Оборудование : все необходимое для работы в художественной мастерской: карандаши, кисти, краски, бумага.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: открылась художественная школа. Уроки рисования ведут настоящие художники, они научат детей красиво рисовать. Желающие могут пройти в художественную мастерскую. Дети-Учителя и дети-Ученики совместно создают картины, рисунки, помогают друг другу, советуются. Затем они рассматривают рисунки и анализируют их.
Посмотрите, красота! А у нас опять игра! Все играют и стригут. Причесаться всем дают.
Вот и девочка пришла. Мы помоем не спеша. Ей причёску наведём. Красоты у нас салон.
И мальчишки к нам пришли. Как они же хороши! Вот и стрижка и бритьё. Как же вам идёт оно.
Всё в порядок приведём. И красавцами пойдём! Приходите к нам скорей. Приводите всех друзей!
Игрушки и предметы интерьера для оформления игровой зоны мы не только покупали в магазине, но и кое-что принесли из дома. Уголок парикмахера оснащен баночками из под крема, бутылочками из под шампуней и гелей для душа. Можно принести обыкновенную расческу, заколки и ватные диски.
Парикмахерская
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование : халат для парикмахера, накидка для клиента. Инструменты парикмахера (расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.).
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
Одно из любимых видов деятельности у детей занимает экспериментирование. Для этого у нас создан «Уголок экспериментирования», где находятся предметы из различных материалов: дерево, железо, пластмассы, а так же — песок, соль, камни, магниты, различные виды бумаги. Имеется оборудование для экспериментирования: увеличительное стекло, пипетки, фонарики.
«В научной лаборатории»
Цель: расширение представлений об окружающем; развивать исследовательскую деятельность детей посредством экспериментальной и игровой деятельности; побуждать детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации; мотивировать детей к поиску новых знаний.
Возраст: 6-7 лет.
Ход игры.
Дети получают письмо: «Дорогие ребята! Поздравляю Вас с наступающим Новым годом! В подарок высылаю Вам куклу, а зовут её Шарочка. Дед Мороз».
— Вот так Дед Мороз, выдумщик! Прислал такую интересную игрушку.- Вот только непонятно, из чего сделана Шарочка? Может, вы подскажите мне. А хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести известные опыты с водой и воздухом. Распределяют роли, занимают свои места. Дети проводят известные опыты с воздухом и водой.
Проект «Сюжетно-ролевая игра «В научной лаборатории».Участники проекта
: воспитанники подготовительной группы, воспитатель
Вид проекта
: исследовательско - игровой
Продолжительность проекта
: краткосрочный проект
Сроки реализации
: февраль – март
Актуальность: В Проекте
нового закона «Об образовании» и ФГТ говориться об изменении, содержания образования, в результате которого развитие детей должно идти с опережением, а это значит, что детей необходимо знакомить с информацией и простейшими технологиями, которые пригодятся им в будущем. Воспитанников нужно вовлекать в исследовательские проекты, в ходе которых они научаются самостоятельно добывать необходимые знания, делать выводы.
В ходе реализации проекта « Космос» у воспитанников группы возникли вопрос: Что такое Академия наук? Чем занимаются учёные? Кто такие исследователи? и другие.
В группе были созданы условия для опытнической и экспериментальной деятельности детей, но этого оказалось недостаточно, согласно поставленной проблеме. Возникла необходимость создания центра « Наша лаборатория», дополнительных атрибутов и оборудования для игр « Мы юные учёные».
Актуальность . Учёные - педагоги доказали, что потребность детей дошкольного возраста в новых впечатлениях и знаниях является основой его познавательного и психического развития.
Новые требования к системе дошкольного образования предоставляют такую возможность реализации исследовательского потенциала дошкольников. В проекте Нового закона « Об образовании» предлагает переориентировать содержание образовательного процесса на « обеспечение самоопределение личности, создание условий для её самореализации».
Процесс экспериментирования исследования вызывает у дошкольников повышенный интерес. В процессе самостоятельной исследовательской, познавательной, игровой, продуктивной деятельности ребёнок познаёт окружающий мир, воплощает знания в реальные продукты.
Именно в сюжетно- ролевой игре ребёнок реализует свои знания, свой жизненный опыт, замысел, осваивает на себе роль учёного, передаёт образ, простейшие трудовые действия.
Цель : Развитие познавательных процессов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности; приобщение через игру к научно- исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Создать условия для игровой деятельности.
2.Дать детям понятие « наука», «учёные - исследователи».
3.Расширять представления детей о профессиях взрослых, познакомить с профессиями исследователь, конструктор, геолог, биолог, химик, физик, математик, агроном.
4.Познакомить детей с простейшими трудовыми действиями учёных в различных областях науки , с орудиями труда.
5.Формировать у детей умения отображать в игровой деятельности полученные знания и свой жизненный опыт; самостоятельно задумывать сюжет.
6.Развивать у детей мышление, самостоятельную активность, целеустремлённость, коммуникативные навыки.
Ресурсы проекта
1. Информационные: получение знаний из различных источников (энциклопедии, интернет, просмотр детских научных программ, беседы).
2. Материально – технические: приобретение и изготовление атрибутов для игр, использование технических средств.
Этапы реализации проекта
План мероприятий организационного этапа
План мероприятий основного этапа
План мероприятий заключительного этапа
Положительные результаты проекта .
Созданы условия для игр детей.
Дети ориентируются в понятии « наука», « учёные».
Воспитанники имеют представление о профессиях исследователь, конструктор, геолог, биолог, физик, химик, математик.
Углублены знания детей о простейших трудовых действиях работников науки.
Дети самостоятельно организовывают игру, готовят необходимые атрибуты для игры.
У детей развиты коммуникативные навыки , воображение.
Тема « Кто такие учёные».
Цель: Формировать у детей понятие о науке, об учёных, их деятельности.
Задачи:
Углублять знания детей о профессиях взрослых.
Познакомить с профессиями учёных разных областей науки.
Дать детям представление, что такое лаборатория, первичные представления о трудовых действиях учёных.
Прививать дошкольникам интерес к научным знаниям, к процессу экспериментирования.
Содержание:
Рассматривание иллюстраций.
Беседа воспитателя, чтение энциклопедий.
Экскурсия в мини - лабораторию.
Изготовление атрибутов для игр.
Цель: Формировать у детей к экспериментально- исследовательской деятельности; желание изготавливать необходимые атрибуты для игр.
Содержание: Изготовление коробочек, дневников наблюдения, геометрических эталонов, эмблем.
Экспериментирование
Цель: Уточнение свойств и признаков предметов и объектов; взаимосвязь объектов и явлений; формирование эмоционально - чувственного опыта.
Задачи:
Формировать умения подбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Использовать результаты исследования в бытовой и игровой деятельности.
Соблюдать правила техники безопасности.
Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.
Материалы, из которых изготовлены окружающие нас предметы- исследование свойств материалов (прочность, прозрачность, применение).
Природные явления (круговорот воды в природе, дождь, снегопад, солнце).
Ориентировка во времени(смена частей суток, времён года).
Агрегатные состояния воды (дождь, снег, град, лёд, иней, туман, роса, радуга).
Мир растений (необходимые условия для роста и развития); рассматривание и сравнивание веток (цвет, форма, расположение почек).
Геометрические эталоны (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар)- соотнесение с реальными предметами .
Цель: закреплять знания детей о науке, об учёных, их трудовых действиях.
Задачи:
Закреплять знания детей людей, работающих в разных областях науки.
Передавать в игре простейшие трудовые действия, осваивать на себе роль учёного, передавать образ в игровых действиях.
Воспитывать у детей доброжелательность, развивать умения распределять роли по желанию и по возможности каждого ребёнка.