Домой Симуляторы Игры по технологии триз в подготовительной группе. Картотека игр по триз. Взаимодействие между воспитателем и ребенком

Игры по технологии триз в подготовительной группе. Картотека игр по триз. Взаимодействие между воспитателем и ребенком

https://pandia.ru/text/78/098/images/image002_78.gif" width="794" height="608 src=">

Игра «Соедини нас»

Цель: учить устанавливать ситуативные связи между предметами.

Ход: Ведущий предлагает детям 2 слова, не связанных смысловым значением. Дети должны придумать как можно больше вопросов, соединяя два предмета.

Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

Что написано в газете про верблюдов?

Почему, читая газету, ты сутулишься как верблюд?

Варианты:

Банка – река

Ножницы – дорога

Линейка – книга

Огонь раковина

Карандаш – замок

Шляпа – мост

Солома – телевизор

Утюг – трамвай.

Игра «Изобретатель»

Цель: учить пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

Ход: 10 картинок предметных.

1. рассмотреть каждый предмет и его функцию.

2. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».

3. Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.

Затем обсудить функцию нового предмета.

Игра «Елочка»

Цель: активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять рассказы.

Ход: Игра начинается со стартового слова (имея существовать в И. п. ед. ч.).

На доске воспитатель пишет это слово или слова вниз пишутся слова или зарисовывает предметы, которые ассоциируются у детей, когда им называют этот объект.

Какие вспоминаются слова? С кем (чем) дружат эти слова?

Затем через 20-30 сек делается 2переключение». Выбирается любое слово из этого столбика и вновь называются слова и записываются или зарисовываются во второй столбик так проделывается до 5 раз (т. е. до 5 столбиков)

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Составление рассказа, дать название рассказу.

https://pandia.ru/text/78/098/images/image006_32.gif" width="794" height="597 src=">Варианты:

1.Собака погналась за курицей.

2.Школьники не смогли поехать на экскурсию.

1.Молоко выкипело.

2.Самолет совершил вынужденную посадку.

1.Папа раскрыл книгу.

2. Комната наполнилась дымом.

1.Котенок подошел к блюдечку.

2.Мальчик не выучил урок.

1.Дворник взял метлу.

2.Мама вдела нитку в иголку.

https://pandia.ru/text/78/098/images/image004_41.gif" width="794" height="597 src=">Игра «Путаница»

Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

Ход:

Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.

Например:

Летит колючий крокодил. (снег)

Висит зеленая собака. (слива)

Самолет ползет по рельсам. (поезд)

Мальчик ест скакалку. (конфету)

Летит воздушный диван. (шар)

Рычит лохматый слон. (пес)

Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)

Дверь открывают вилкой. (ключом)

Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)

Мама сварила вкусный стол. (суп)

https://pandia.ru/text/78/098/images/image004_41.gif" width="794" height="597 src=">Игра «Пинг-понг» (наоборот)

Цель: учить подбирать слова-антонимы.

Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению.

Например: Словарик для детей 4-5 лет:

Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т. д.

Словарик для детей 5-6 лет:

Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой.

Словарик для детей 6-7 лет:

Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный ; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый.

Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный.

https://pandia.ru/text/78/098/images/image006_32.gif" width="794" height="597 src=">Игра «На что похоже?»

Цель: учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление.

Ход: Ведущий предлагает детям карточку со схемой и спрашивает:

- На что похоже?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Например:

Пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками,

тарелка с яблоками, сыр с дырочками, печенье,

Можно предложить назвать на что похожа буква, цифра, геометрическая фигура.

https://pandia.ru/text/78/098/images/image001_97.gif" width="794" height="597 src=">Игра «Цепочки ассоциации»

Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);

Длинное, серое, тягучее (жвачка…);

Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);

Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);

Зеленое и прыгучее…

Холодное, белое …

https://pandia.ru/text/78/098/images/image003_58.gif" width="794" height="597 src=">Игра «Кто (что) это такое может быть?»

Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.

Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.

Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно).

(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)

И легким и тяжелым;

И длинным и коротким;

И гибким и твердым;

И гладким и шероховатым;

И мягким и твердым;

И острым и тупым.


Отчет работы по ТРИЗ

МБДОУ «Подольский детский сад» старшая группа

Воспитатель

Что такое ТРИЗ?

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. «ТРИЗ» по программе, для дошкольников – это система игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам думает об этом. Пригласить его к рассуждению, и наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Какие методы и приемы развития творческого мышления и воображения вам знакомы?

Метод тактильный, зрительный: использую вопросы, подсказки, загадки, дидактический материал, схемы.

Метод проб и ошибок – а что было бы, если бы… , обсуждение с положительной и отрицательной стороны данного объекта, ситуации, предмета.

Метод мозгового штурма - вопрос-ответ, допускаются хоровые (каждый ребенок имеет возможность высказать свое мнение, дать оцъ (по форме, по цвету, по свойствам, по характеру, по ситуации)

Метод символической аналогии(графической) – описывать или обозначать символами предметы, объекты; н –р: сказка «репка» по схеме.

Метод эмпатия - способность перенестись на место другого предмета или человека. (превращение в бабочек, ветерок, цветы и тд)

Метод противоречий – хорошо, плохо. систематизация, активитизация знаний о предмете, обьекте.

Системный анализ – обобщать, анализировать, систематизировать. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета.

Метод использования загадок, досказки, сочинения, превращения…

3.Используете ли вы элементы ТРИЗ? Какие? Элементы методики применяю в работе с детьми старшей группы, соблюдая принцип проведения занятий - от простого к сложному, т. к.занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных . Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом. В изобразительной деятельности включаю использование разных нестандартных материалов. На своих занятиях мы использовали следующие нетрадиционно-графические техники:

«Пальцевая живопись». Краска наноситься пальцами, ладошкой.

Рисование по мокрой бумаге. Лист смачивается чистой водой с использованием поролона, а потом кистью наноситься изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.

Оттиск поролоном. Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу, затем тонкой кисточкой дорисовывают детали.

Рисование перышком, очень красивая получается трава; поролоновой палочкой, ватной палочкой: закрашивать, прорисовывать мелкие детали, рисовать узоры; штамповкой из поролона: птицы, деревья, животные; оттиск пробки: цветы, катушка из-под ниток разного размера с наклеенным поролоном – колеса для машин, узоры; пуговицами: узоры; ключами: цветы и т. д

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. В результате занятий с применением технологии ТРИЗ- у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.

4Какое мышление приобладает у детей дошкольного возраста?

Наглядно –образное.

5.В чем проявляются творческие способности детей вашей группы.

В работах по Изо - самостоятельно творить поделки, рисунки. Имеют желание участвовать в импровизациях, инсценировках по сказкам, сценкам.

6.Как вами организована развивающая среда по развитию у детей творческого мышления и творческих способностей. Имеются зоны уголков в группе, это –Уголок ПДД, патриотического воспитания, сенсорный, опытно –экспериментальный, книжный, кукольный, физкультурный, музыкальный, ряженья, математический, папка «Методическая копилка», учимся –играя (схемы, картинки, альбомы тематические.

7. Какую литературу вы изучили по данной теме.

Обучая детей методам ТРИЗ и РТВ, следует помнить, что действия их еще только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Насколько интерес детей легко возникает, настолько легко и пропадает. Опыт работы вывел правила, выполнение которых на начальном этапе обучения детей по технологии ТРИЗ приведет к положительному результату.

Правило 1.

Не давать малышам для постоянного пользования игрушки, пособия, с которыми педагог будет проводить , чтобы у них не пропал интерес.

Правило 2.

Во время игротренинга все лишнее убрать из поля зрения, чтобы ничего не отвлекало

Правило 3.

Игры на начальном этапе должны быть простыми и короткими — до 5 минут. Но ребенок обязательно должен начатое дело довести до конца. Для оживления внимания игру можно сменить на новую.

Правило 4.

Организуя работу с детьми по ТРИЗ, нужно внимательно присмотреться к каждому ребенку, оценить его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.

Правило 5.

Важно не только научить ребенка алгоритму решения изобретательских задач, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается методов мозгового штурма и фокальных объектов, где проблемы решаются посредством нескольких идей.

Правило 6.

Если, выполняя задание, ребенок увязает в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой.

Правило 7.

Если ребенок смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы, чтобы к старшему дошкольному возрасту сформировать у него адекватную оценку по отношению к себе и к окружающему, отличать реальное от вымышленного.

Правило 8.

Основной инструмент ТРИЗ — слово, поэтому ребенок должен общаться в процессе обучения. Не нужно бояться использовать оригинальную терминологию. Стремиться к стимулированию естественной речи в процессе выполнения творческих заданий, т. е. давать детям возможность сказать о том, что находится «за кадром» их творчества. В данном случае не нужно злоупотреблять максимальным количеством наглядности, это в ТРИЗ не эффективно.

Правило 9.

Вместе с детьми необходимо растить родителей — ТРИЗовцев. Причем уровень ТРИЗовской образованности у последних должен быть на несколько порядков выше, чем у детей. Это будет способствовать развитию малышей не только в детском саду, но и в семье.

Цель: воспитать творческую, эстетически развитую личность, духовно богатую, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности.

Основные задачи:

Воспитать качества творческой личности;

Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты:

развитие воображения

оригинальность мышления

способность ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации

Знакомить с основными графическими изображениями в нетрадиционной технике работы с помощью нетрадиционных инструментов и материалов.

Новизной исследования является то, что для всех групп составлен перспективный план и разработаны конспекты занятий по данной теме.

Практическая значимость педагогической технологии заключается в том, что система знаний, разработанных и апробированных нами, может быть использована в практике работы педагогами ДОУ, а также для работы с ребенком в семье. Предложенный материал поможет педагогам разнообразить изобразительную деятельность детей, их применение будет способствовать формированию творческих способностей уже в дошкольном возрасте. Представленные разнообразные нетрадиционные способы и техники рисования: кляксография, пальцевая живопись, граттаж и др., помогут педагогам всесторонне развивать личность ребенка.

Конспекты занятий построены с учетом возрастных возможностей детей дошкольного возраста, с опорой на уже имеющиеся навыки в художественно-продуктивной деятельности. Использование тематического материала: литературного, игрового – позволяют сделать занятия доступными и интересными.

На своих занятиях мы использовали следующие нетрадиционно-графические техники:

«Пальцевая живопись». Краска наноситься пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и ставиться вода. Правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца.

«Монотипия». Краска наноситься на целлофан или кусочек бумаги, стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наноситься изображение, и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, разворачивается и краска наноситься только на одну сторону листа, затем лист складывается пополам и изображение получается как бы зеркальное.

Кляксография. Ребенок капает краску с кисточки на листок бумаги. Затем, поворачивая лист в разные стороны, смотрит как «гуляет» капелька, и на что похоже изображение. Разновидность: с кисточки накапать краски на листок бумаги, затем лист накрыть другим листом бумаги и прижать. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется на что похоже.

Рисунок наноситься свечой, получается «волшебный рисунок» – он есть и его не видно. Затем на лист наноситься тушь или краска – и рисунок проступает на цветном фоне.

Тычок жесткой полусухой кистью. Кисточку опускают в гуашь и ударяют ею по бумаге, держа кисточку вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование по мокрой бумаге. Лист смачивается чистой водой, а потом кистью наноситься изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.

Оттиск поролоном. Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. В старших группах дети тонкой кисточкой дорисовывают детали.

Набрызг. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Краску можно также разбрызгивать с помощью зубной щетки и палочки.

Рисовать можно перышком, например, очень красивая получается трава; поролоновой палочкой, ватной палочкой: закрашивать, прорисовывать мелкие детали, рисовать узоры; штамповкой из поролона: птицы, деревья, животные; оттиск пробки: цветы, катушка из-под ниток разного размера с наклеенным поролоном – колеса для машин, узоры; пуговицами: узоры; ключами: цветы и т. д

Темы занятий для детей средней группы

Занятие 1. Веселый детский сад. (Кляксография)

Занятие 2. Астры в вазе. (Метод тычка)

Занятие 3. Репка. (Поролоновая штамповка)

Занятие 4. Яблоки. (Рисование яблок поролоновыми палочками)

Занятие 5. Осенний парк. (Техника монотипия)

Занятие 6. Птицы осенью. (Штамповка)

Занятие 7. Рябина. (Ветка рябины кисточкой, ягоды пальчиком)

Занятие 8. Поможем зайцу найти друзей. (Метод тычка)

Занятие 9. Дома. (Превращать геометрическую фигуру в дом)

Занятие 10. Транспорт. (Геометрическую фигуру в машину, штамповка – колеса)

Занятие 11. Дорожка для барышни. (Пальчиками)

Занятие 12. Моя мама. (Учить рисовать фигуру человека)

Занятие 13. Гусь. (Метод тычка)

Занятие 14. Гигиена глаз. (Рисуем лицо человека)

Занятие. 15. Снег идет. (Техника набрызг)

Занятие 16. Елочка. (Пальчиковая живопись)

Занятие 17. Домовенок Кузя.

Занятие 18. Зимний лес. (Штамповка)

Занятие 19. Платье для куклы. (Набрызг)

Занятие 20. Птицы зимой. (Метод тампонирования)

Занятие 21. Снеговик. (Метод тампонирования)

Занятие 22. Самолеты летят. (Свеча, штамповка)

Занятие 23. Подарок маме. (Использование различного нетрадиционного оборудования)

Занятие 24. На выставке кошек. (Метод тычка)

Занятие 25. Украшение рубашки узором.

Занятие 26. Сказочная птица. (Оттиск ладошки превратить в птицу)

Занятие 27. Веселые капельки. (Кляксография)

Занятие 28. Космос. (Техника монотипия)

Занятие 29. Рыбки плавают в аквариуме. (Рисование по сырой бумаге)

Занятие 30. Игрушка – котенок. (Метод рисования клубочком)

Занятие 31. Бабочки. (Штамповка)

Занятие 32. Одуванчик. (Метод тычка)

Занятие 33. Солнышко лучистое.

Занятие 34. Что мы умеем рисовать. (Использование различного нетрадиционного оборудования)

Организация работы с родителями

Использовались следующие формы работы:

– Проводились родительские собрания

– Открытые занятия

– Консультации: «ТРИЗ в детском саду», «Развивайте творческие способности у дошкольника», «Чем можно рисовать».

– Консультации в газете «Радуга» (газету выпускает педагогический коллектив детского сада)

– Индивидуальные беседы: по созданию в семье условий для занятий изобразительной деятельностью.

– Совместные организации и проведение развлечений

– Участие в конкурсах рисунков

– Выставка книг с иллюстрациями лучших отечественных мастеров книжной графики (Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и др.)

– Знакомство родителей с достижениями ребенка, создание экспозиции из детских работ, выполненных на занятиях в сентябре и мае (рисунки каждого ребенка помещаются рядом).

Развивая творческие способности в изобразительной деятельности, мы убедились и четко следуем тому, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Чтобы передать эту веру детям, попробуйте, научить детей всему тому, чему мы учим наших детей.

Список литературы.

1. Альтшуллер «ТРИЗ». – М, 1997.

2. Доронова детей изобразительной деятельности. – М., 2005. – 96 с.

3. Казакова у дошкольников творчество. – М., 1985.

4. Казакова с детьми дошкольного возраста.– М., «Аркти» 2004

5. Любимова детей не только мыслить, но и чувствовать.– Чебоксары, 1994.

6. Ляшко игру – к творчеству, Обнинск, 1994.

7. Никашин подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии, Ростов-на-Дону, 1992.

8. Петухова изобразительные технологии в дошкольном образовательном учреждении, – Йошкар-Ола, 2007 – 76 с.

9. Софронова технологии в детском саду, Йошкар-Ола, 2008, — 100 с.

10. Софронова изобразительной деятельности как социально-педагогической системы, Йошкар-Ола, 2002.

11. Страунинг по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста, .– Обнинск.

Актуальность данной проблемы определяется общества. В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации (Доктрина национального образования в РФ, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и др.), подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться и быть готовым действовать в нашем динамично изменяющемся мире.

Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир.

Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Понимание выше перечисленного, необходимость воспитать талантливого человека и дало толчок к принятию и использованию ТРИЗ-РТВ технологии.

Цель ТРИЗ-РТВ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателя инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ-РТВ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ-РТВ.

Кредо тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.

Бызова Екатерина

Цель : Формирование мыслительных операций диалектического характера.

Задачи :

1. Учить детей находить объекты с противоположными значениями признаков.

2. Учить находить противоположности значения разных признаков в одном объекте (функция – анти функция) .

Ход игры:

В гости к детям приходит Волшебник «Наоборот» , он предлагает поиграть в игру «Загадочный коврик » .

На коврике расположены 4 игровые дорожки, поверх которых располагаются картинки с изображением объектов рукотворного мира и сказочных героев, фишки для 4-х игроков. Считалкой определяется, кто ходит первым. Ребенок бросает кубик с обозначением количества передвижения от финиша.

Например : Выпало число точек 4, ребенок передвигается по дорожке, переворачивает картинку и называет значение признака данного объекта. А кто-то из детей называет противоположное значение того же объекта, называя функцию и анти функцию этого объекта. Если ход ребенка заканчивается на стрелке, то необходимо передвинуться по направлению стрелки. Выигрывает тот, кто назовет все значения признаков и их противоположности.

Примечание : Набор картинок с изображением объектов, может быть каким угодно, по желанию педагога. Кроме картинок с изображением объектов, используются картинки с изображением сказочных героев. Эта игра предназначена для детей подготовительной логопедической группы .

Публикации по теме:

При создании дидактическая игры - музыкального развивающего коврика "Вместе весело шагать!" я ставила следующие задачи: 1. Развивать мелкую.

Занятия по математике стараюсь с детьми проводить в разнообразных формах, использую разнообразные методы, приемы, дидактические игры и упражнения,.

Паспорт игры "Умные кубики" Возраст: Игра проводиться с детьми 5-7 лет, можно играть как с подгруппой детей, так и индивидуально. Материал:.

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ-технологий «Сказочный паровоз времени» Цель игры: Учить выстраивать линию развития сюжета знакомой.

Наряду с такими органами чувств, как зрение, обоняние, слух и вкус, для познания внешнего мира человек использует ещё и осязание. Главная.

Дидактическая игра "Волшебный коврик" Пособие имеет свою практическую ценность, так как может использоваться в работе с детьми как с подгруппой,.

ОТЧЕТ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ- ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ЯГОДКА»

I полугодие 2017г.

Среди инновационных технологий обучения детей ведущее место, на мой взгляд, занимает технология Г. С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Созданная в 1946г., эта теория дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

У современных дошкольников достаточно бедный словарь, они не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно- следственные, временные и другие связи между предметами и явлениями. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относится к высказываниям других. С другой стороны, не все педагоги понимают значимость воспитательно - образовательной работы в этом направлении. Я попыталась разрешить данное противоречие и обратилась к созданию системы работы по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приемов ТРИЗ.

Теоретическое обоснование использования ТРИЗ- технологии:

Технология ТРИЗ имеет своей целью показать некоторые пути воспитания творческой личности в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач. В основу моего опыта легли разработки О. Дыбиной, Л. Белоусовой, З.Шустермана, С. Гин и д.р., которые адаптировали технологию для дошкольников, в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии: метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфолического анализа и т.д. Описанная на примерах и играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности, позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее.

Новизна.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. В связи с этим новизна моей работы заключается в том, что:

    Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, которая воплощается в реальных условиях.

    Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности ребенка.

    ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.

    Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.

    ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

Практическая значимость использования ТРИЗ- технологии:

    Комбинация методов и приёмов технологий ТРИЗ имеет развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.

    Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы как в ДОУ, так и в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй.

Методику ТРИЗ называют школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.

Цель опыта - изучить проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ, обосновать значение ТРИЗ в формировании и развитии творческих способностей ребенка-дошкольника.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

    изучить научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.

    обосновать целесообразность использования ТРИЗ в работе по развитию творческих способностей дошкольников, раскрыть роль ТРИЗ в формировании творческой активности детей дошкольного возраста.

Для реализации намеченной цели спланировала свою работу по следующим направлениям:

    Работа с детьми - использование методов и приёмов ТРИЗ для развития творческого потенциала

    Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.

    Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ.

Описание работы по ТРИЗ

Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить 4 этапа работы

1. Учим ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

2. Учим детей фантазировать, изобретать.

3. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.

4. Учим детей находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.

Основные методы ТРИЗ используемые мною в работе с детьми:

Мозговой штурм

Метод фокальных объектов

Морфологический анализ

Метод эмпатии

Метод проб и ошибок

Тризовские игры и т.д.

Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Учатся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта, проводится исследование объекта: что- то в нем хорошо, а что- то плохо, что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно. Здесь можно использовать игры: «Хорошо-плохо», «Черное –белое», «Вперед- назад» «Паучок плетет паутину».

Игра «Хорошо-плохо» - мозговой штурм для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эти игры можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни.

В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем плохо, дети хорошо. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет хорошо, другая - плохо, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства («В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?»).

Игра- ТРИЗ «Чёрное и белое»

Детям предлагается классифицировать положительных и отрицательных персонажей по их домикам. (Кто может жить в черном домике? (волк; баба Яга, Бармалей и др.). А кто может жить в белом домике? (Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка и др.). Затем детям предлагается проявить фантазию и предложить свои варианты ответов. Что будет если заяц, снег, сахар вдруг станут чёрными? Что будет если дорога, грязь, туча станут белыми?

Игра «Четвертый лишний» - научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. На карточке – изображение четырех предметов одной классификационной группы. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

Игра «Мир вокруг нас» - совершенствовать умения детей классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные. Дети определяют, в какую часть их надо сложить.

Игра- ТРИЗ «Сбежавшие числа» - находить место цифры в своем домике по возрастающей величине - от меньшего домика к большему.

Воспитатель сначала выкладывает домики по порядку и смешивает цифры, а дети находят каждой цифре свое место. Затем ставит цифры не в те домики, а дети находят для них правильное место или детям предлагаются неполные цифры, а они зрительно представляют, какая это цифра.

В игре «Лестница противоположностей» хорошо усваивается прием противоположные значения. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учим детей подбирать слова, противоположные по значению (функции).

Большое внимание уделяла систематичности проведения игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши». Постоянно использовала в работе задачи-шутки, которые способствовали преодолению инерции мышления и являлись гимнастикой для ума.

Также использую метод «эмпатии». Его суть в полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то. Например, мы собрались мыть руки, я спрашиваю детей, о чём сейчас думает мыло, если дети затруднялись, то первые варианты давала я сама - боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т.д. Потом предлагаю взять образ животного, цветка и т.д. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов.

Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Вначале берём 3 экрана из 9. Со временем переходим к использованию всей 9-экранной системы. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость). Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор размер, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить.

При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (М.М. Ч.).М. М.Ч. - практическое воплощение идей Г.С. Алтьшуллера по моделированию мира. Знакомство детей с М. М.Ч. начинается в группе детей 5-го года жизни на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.

После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, приступаем ко второму этапу работы по ТРИЗ. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос «Как спасти колобка?» - «Убить лису». Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и т.д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса: «Как спасти колобка, не причинив вреда лисе?»

Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М.Ф. О.). При этом решаются следующие задачи:

    придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;

    познакомить детей с новым объектом;

    создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;

    проанализировать художественное произведение.

Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены. Дети учатся находить ответы с помощью алгоритма, изобретать предметы с новыми свойствами и качествами. «Загадочный поясок», «Числовая да-нет-ка», «Предметная да-нет-ка» - морфологический анализ. Дети учатся мыслительному действию и умению работать с недостатком данных. Загадывается предмет, ребёнок по наводящим вопросам пытается отгадать его. Отвечать можно только словами да-нет.

Игра "Волшебные очки » формирует умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательным. Дети одевают очки разного цвета (формы, и называют слова на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы). Например: [с] и зелёные очки – зелёные санки, зелёное солнце, зелёная собака. Можно обсудить с детьми получившиеся варианты – зелёная собака - когда это может быть? – игрушка или собака испачкалась зелёной краской и т. д.

Далее в работе с детьми я попробовала применить метод «Мозговой штурм». Суть его в том, что в ходе непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений.

На третьем этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки: «Сказки по схемам ТРИЗ», «Путешествие по сказочной стране». Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи. Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату. Они учатся искать выход из любой сложной ситуации, самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы, строить сложные предложения с использованием сравнений, определений.

Игра «Теремок»- типовые приёмы фантазирования. Детям раздаются различные предметы. Воспитатель исполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.

Применяю методики ТРИЗ не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации. Здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.

Нельзя не отметить важность вовлечения семьи в реализацию данной проблемы. Родители - помощники в течение всего времени. Они активно участвовали в проведении конкурсов рисунков, поделок из природного материала, в праздниках, развлечениях. Я знакомила их с играми, которые они потом могли использовать в общении с детьми, предлагала различные домашние задания: составить рассказ о любимом животном, сочинить и проиллюстрировать рисунками сказку. Составить рассказ о своей семье и т.д.

Как результат проводимой мною работы, дети в моей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; т. е они учатся мыслить системно. Я не перестаю удивляться их любознательности, активности в поисках ответов на интересующие их вопросы.

Картотека игр по ТРИЗ с детьми дошкольного
возраста
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и
отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни,
пытаются их понять и правильно сформулировать), развивать у детей творческое
воображение.
Правила игры:
Воспитатель называет любой объект,который не вызывает у ребёнка стойких ассоциаций,
положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы
по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» а что «хорошо» что нравится и не
нравится, что удобно и неудобно и т. д.
Ход игры.
Например:
Вариант 1. Дождь.
«Хорошо»: всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь
сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по
лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать
любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах,
можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.
«Плохо»: нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше,
по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять, большая влажность, плохая
видимость, можно простудиться и т. д.
Вариант 2.Настольная лампа
­Хорошо, что красивая.
­­Плохо – неустойчивая.
­Хорошо, что стеклянная, от неё много света.
­ Плохо – легко может разбиться.
­ Удобно, потому что можно ставить на стол.
­ Неудобно – нельзя повесить на стену и т. д.

Игра «Что это такое?» (для детей младшего возраста)
Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов давать в воображении
новые образы, развивать мышление, воображение.
Материал: круги и полоски разного цвета. Мяч
Ход игры.
Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, дети называют
фигуру и её цвет, кладёт фигуру в центре круга и предлагает рассказать на что похож круг.
Отвечать должен тот ребёнок, которому педагог бросит мяч. Возможные ответы детей:
помидор, цветок, шарик, мяч, обруч, крышка от кастрюли, колечко и т.д. Затем
воспитатель показывает кружок другого цвета или полоску и игра продолжается
Игра «Что это такое?» (для детей старшего возраста)
Цель: формировать у детей умение на основе восприятия заместителей предметов и
объектов давать в воображении образы, развивать логическое мышление.

Ход игры.
Воспитатель показывает детям карточки со схематичным изображением предметов или
объектов, дети называют, что они представляют.
Например: верёвка, заяц, змея, шарик, цветок, девочка и т. д.
Игра «Маленькие человечки»
Цель: дать детям представление, что все предметы и явления состоят из множества разных
маленьких человечков(твёрдых, жидких, газообразных),которые ведут себя по разному,
они могут думать, производить какие – то действия, у них разные характеры, они
подчиняются разным командам, человечки твёрдого вещества(предмета) крепко держатся
за руки, человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются друг друга(эта связь
непрочна. Одних человечков легко отделить от других),человечки газообразных веществ
неусидчивы, любят прыгать, бегать, скакать и лишь иногда они сталкиваются или задевают
один другого.
Материал: карточки с изображением человечков, символизирующих вещество в твёрдом,
жидком, газообразном состоянии.
Ход игры.
Воспитатель раздаёт карточки с изображением маленьких человечков и предлагает детям
смоделировать то или иное вещество и описать его. Постепенно задания усложняются:
построить модель аквариума, растения, супа, то есть таких объектов, которые состоят не
из одного вещества, а из двух, трёх и более.

Игра «Наоборот»
Цель: подводить детей к овладению понятием противоречия, учить подбирать слова –
антонимы.
Ход игры.
Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово­антоним.
Например: много – мало, твёрдый – мягкий, трусливый – храбрый.
Можно детям предложить вставлять недостающие слова противоположного значения в
стихотворные строки, например:
Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь – близко и т. д.
На следующем этапе игру можно усложнить. Например:
Волк/злой/ ­ бабушка/добрая/.
Карандаш/пишет/ ­ резинка/стирает/.
Книга/даёт знания/ ­ ребёнок/забирает знания/
Игра «Творческая ошибка»
Цель: учить детей вспоминать слова, которые они неправильно произносили в детстве и
подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, развивать логическое
мышление, память, фантазию детей.
Материал: подбор слов, которые ребёнок в раннем детстве произносил неправильно.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям вспомнить слова,которые они в раннем детстве
произносили неправильно и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении,
например:
«Лесапед» ­ велосипед, состоящий из веток, велосипед – который ездит только в лесу или
только по деревьям.
«Каклетка» ­ прыгающая котлета.
Можно целенаправленно заменить одну букву в слове на другую:
«Собака – бобака», уже фантастическое животное, но характер может быть собачий, а
может и совершенно другой.
Мыло – «дыло» ­ это такое мыло, которое моет до дыр или дышащее мыло – им мылишься,
а оно дышит, становится ещё больше и т. д

Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие.
Ход игры.
Воспитатель: Ребята представьте себе, если на земле исчезнут… ­ все пуговицы. Чем их
можно заменить?
Дети: Липучками, кнопками, крючками…
­ все книги
­ все спички
­ все ручки
­ все ластики и т. д
Игра «Бином фантазии»
Цель: развивать у детей логическое мышление, воображение, учить устанавливать родство
между словами, создавать единое, в которых оба чужеродных элемента могли
существовать.
Ход игры.
1 этап – нахождение общего между подсистемами, то есть элементами одной системы
(предмета или явления), например: «Чем похожи, что общего, одинакового между руками и
ногами (элементами одной системы «человек») Старайтесь исходить от стандартных
ответов: («И то и другое сгибается, разгибается, имеет пальцы, кожу, ногти и т. п.»),
переходить к более творческим, остроумным, нестандартным: «Мёрзнут и руки и ноги,
ходить можно не только на ногах, но и на руках»
2 этап – нахождение общего между однородными или близкими системами, то есть
похожими предметами или явлениями. Например: «школа –детский сад», дети находят
общее между группой и классом, между площадкой для игр в д /саду и школьным двором,
между воспитателем и учителем.
3 этап – дети находят общее не только между разными системами, но даже между
элементами совершенно разных систем, Например: «лампочка и крокодил» ­ «То и другое
плавает. Глаза у крокодила горят, как лампочка. И лампочка, и крокодил опасны.»
Пары других биномов: например: «камень – облако», «мяч – дом» и т. д
Игра «Что в чём»
Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.
Ход.
­ Дети, кнопка часть чего? (звонка, куртки, баяна, выключателя, гармошки)
­ листочек (дерева, книги, тетради, папки, календаря)
­ экран (телевизора, компьютера, рентгена, зеркала, окна)
­ лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы)
Дети должны назвать не менее 5 систем.

Игра «Один ­ много»
Цель: учить детей находить в одном предмете множество его составных частей.
Материал: разные предметы.
Ход.
Воспитатель: Дети, сколько у меня расчёсок?
Дети: Одна расчёска.
Воспитатель: Чего в расчёске много?
Дети: много зубчиков.
Аналогично:
­ коробка
­ книга
­ стол
­ цветок
­ дерево
­ морковь…
Игра «Фантастические гипотезы»
Цель: Развивать логическое мышление, учить придумывать нелепые вопросы.
Ход.
Воспитатель предлагает детям поразмышлять: что бы было, если бы… дальше называет
любой предмет и действие:
Например:
Что было бы, если внезапно исчезнет солнце?
­если исчезнут все взрослые?
­ если на планете исчезнет вода?
­ если на планете исчезнут леса?
­ если к нам пришёл крокодил?
­если к нам пришёл слон?
Игра «Придумай по схеме сказку»
Цель: Учить детей по схеме сочинять сказку, развивать логическое мышление, речь,
фантазию.
Материал: карточки со схематичным изображением предметов и объектов.
Ход.
Воспитатель раздаёт детям карточки со схематичным изображением предметов и объектов
и предлагает детям придумать и рассказать сказку.

Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими детьми линиях
образы (рисовать с закрытыми глазами)
Материал: альбомные листы бумаги, фломастеры.
Ход.
Дети, закройте глаза. Сейчас будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете
рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится,
посмотрите на свой рисунок и найдите в нём знакомые вам предметы, образы животных,
людей и т. д. Закрасьте и дорисуйте необходимые им части.
Игра «Кем был раньше?»
Цель: Формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, развивать
смекалку, мышление.
Ход.
Воспитатель называет предмет или объект, а дети называют его название в прошедшем
времени.
Например:
­ Лошадь (жеребёнок)
­ Шкаф (доска)
­ Хлеб (мука)
­ Дуб (жёлудь)
­Лягушка (головастик)
­Бабочка (гусеница)
­Рубашка (ткань)
­Рыба (икринка).

Игра «Бином фантазии»
Цель: в этой игре процесс «отстранения» слов доводится до крайности.
Ход.
Вариант 1. У детей на столах самые разнообразные предметы и сюжетные картинки,
рисунком вниз. Воспитатель задаёт вопрос, дети по очереди переворачивают карточку,
стараясь исходя из того, что на ней изображено, ответить на вопрос. Не справившемуся
помогает сосед. Воспитатель задаёт второй вопрос – порядок ответа такой же.
Вопросы: Кто был?
Где находился?
Что сделал?
Что сказал?
Что сказали люди?
Чем кончилось?
В конце игры можно попытаться придумать один рассказ на всех, используя ответы детей.
Вариант 2. Дети загадывают любое слово из 3 букв. Можно опять использовать карточки с
предметами. Например: дети называют слово «Дом». Делим его на звуки и придумываем
слова только на этот звук.
«Д» ­ дым, дырка, душ, диван, дача…
«О» ­ ослик, окно, огонь, оса…
«М» ­ мыло, мяч, магазин, мишка, маска…
Придуманные слова записываются на доске столбиком под каждой буквой или
обозначаются символом, или ставится картинка. Потом произвольно выбираются слова по
одному из каждого ряда и с ними составляется предложение. Это предложение может быть
опорным для составления рассказа. Можно по такому принципу составить несколько
предложений, попытаться объединить их одним сюжетом. Когда дети усвоят эту игру её
можно усложнить.
«Д» ­ подбирать слова, обозначающие предмет: дорога, дерево.
«О» ­ подбираем слова, обозначающие прилагательное, детям говорим «какой» ­ огромный,
облитый, обжигающий…
«М» ­ слова обозначающие действия – что делает? – моет, мычит, мяукает…
Подбор слов для составления предложения такой же, как в предыдущем варианте.
Игра «Треугольники»
Цель: учить детей моделировать состояние вещества и его переходы с помощью
треугольной формы и её символики.
Ход

У детей треугольники с символикой, обозначающие частички твёрдого вещества, жидкого
вещества и газообразного. Они моделируют с помощью треугольников состояние вещества,
например: лужа и переход из жидкого состояния в твёрдое (лёд), а затем газообразное
состояние (пар)
Игра «Теремок»
Цель: развивать аналитические способности ребёнка, научить сравнивать, выделяя общее и
находя различия.
Ход
Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков
называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него.
Диалог строится на примере сказки:
­ Кто в теремочке живёт?
­ Я, пирамидка. А ты кто?
­ А я ­ кубик – рубик. Пусти меня к себе жить?
­ Скажешь, чем на меня похож – пущу.
Пришедший сравнивает оба предмета. Если у него это получается, то он становится
хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе.
Игра «Маша – растеряша»
Цель: тренирует детскую внимательность и учит решать маленькие проблемы.
Правила игры:
Один из детей берёт роль Маши – растеряши, остальные дети ведут с ней диалог:
­ Ой!
­ Что с тобой?
­ Я потеряла ложку (что либо другое). Чем я теперь кашку буду кушать?
Остальные участники диалога должны предложить варианты взамен потерянной ложки.
Самый лучшей ответ можно наградить конфеткой или медалькой. В конце игры подводим
итоги, побеждает тот, у кого будет больше наград.
Игра «Красная шапочка»
Цель: развивать детское воображение.
Правила игры: Вспоминаем тот момент в сказке, когда волк пришёл к бабушке. И
придумываем вместе с ребёнком, как бы могла спастись бабушка. Например, она
превратилась в вазу с цветами. Теперь рисуем эту самую вазу, с головой и руками бабушки.
Одного из ребятишек быбираем «бабушкой», остальные разговаривают с ним:
­ Бабушка, а почему ты такая прозрачная?
­ Чтобы видеть много ли я съела.
И всё в том же духе, объясняя в игре все «странности» бабушки. Затем обдумываем
вариант бабушкиного спасения от волка, к примеру, цветы из вазы отхлестали волка, вода
вылилась на него, ваза разбилась и уколола серого осколками, а потом склеилась и т. д.

Игра «Да – нет»
Цель: развивать мышление, память, умение фантазировать.
Ход
Воспитатель загадывает животное.
Дети задают вопросы:
Оно большое? (да)
Оно прыгает? (да)
У него есть копыта? (нет)
У него длинные уши? (да)
У него короткий хвост? (да)
Это заяц? (да).

Игра «Цепочка слов»
Цель: развивать у детей мышление, умение составлять длинный «поезд» из слов – каждое
слово вагончик. Вагончики как и слова должны быть соединены между собой, а каждое
слово должно тянуть за собой следующее.
Материал: модели поезда и вагончиков.
Ход игры
Дети делятся на две подгруппы.
Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов.
Воспитатель называет слово например: зима –(какая?) –ставит вагончик на стол – зима.
Дети: снежная, метельная, вьюжная, суровая, холодная (ставят 5 вагончиков)
Воспитатель: А что ещё бывает холодным?
Дети: мороженное, лёд, снег, ветер (за каждое слово ставится вагончик)
Воспитатель отталкиваясь от последнего слова, задаёт вопрос: А ветер какой?
Дети: Северный, южный, сильный и т. д. пока детям не надоест или не кончатся вагончики.
Выигрывает та подгруппа, которая больше поставит (наберёт) вагончиков(у кого длиннее
поезд)

Новое на сайте

>

Самое популярное