Домой Драки Определение на карте точки стояния на местности глазомерно по ориентирам, промером расстояний, по измеренным расстоянию и направлению, обратной засечкой. Определение на карте точки стояния Как определить точку стояния

Определение на карте точки стояния на местности глазомерно по ориентирам, промером расстояний, по измеренным расстоянию и направлению, обратной засечкой. Определение на карте точки стояния Как определить точку стояния

Ориентирование на местности включает определение своего местоположения
относительно сторон горизонта и выделяющихся объектов местности (ориентиров),
выдерживание заданного или выбранного направления движения и уяснение положения
на местности ориентиров, рубежей, и других объектов.
По карте можно определить свое местонахождение, выбрать путь движения с учетом
соблюдения маскировки и преодоления возможных препятствий, а также заранее
измерить азимуты для движения по бездорожью и в условиях ограниченной видимости.
Чтобы ориентироваться по карте на местности, надо, прежде всего, сориентировать
карту и определить точку своего стояния.
Для ориентирования карты применяются следующие способы:

По линейному ориентиру.

В этом случае необходимо выйти на дорогу (просеку,
берег реки или другую линию), отыскать ее на карте и затем поворачивать карту до тех
пор, пока направление дороги (линии) на карте не совпадет с направлением дороги
(линии) на местности, затем проверить, чтобы предметы, расположенные справа и
слева от дороги (линии), на местности находились с тех же сторон, что и на карте.

По компасу.

карту ориентируют, когда не определено свое местоположение на ней
или с точки стояния не видно ориентиров.
При приближенном ориентировании карты вначале по компасу определяют направление
на север, затем поворачивают карту так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена
в сторону севера.
При точном ориентировании карты по компасу вначале указатель отсчета компаса
устанавливают против деления шкалы, равного поправке направления, если компас
устанавливают на вертикальной линии километровой сетки, или величине магнитного
склонения, если компас устанавливают на западную или восточную сторону рамки
карты (рис.1). Если поправка направления (магнитное склонение) положительная
(восточное), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а
если отрицательная (западная) - влево.



Ориентирование карты по компасу.


Затем компас устанавливают на карту так, чтобы нулевой диаметр его лимба (или
линейка компаса АК) совпал с одной из вертикальных линий координатной сетки или с
одной из боковых сторон рамки карты (западной или восточной), а нуль-пункт был
направлен к северной стороне рамки карты. Не меняя положения компаса, карту
поворачивают в горизонтальном положении до тех пор, пока северный конец магнитной
стрелки не установится против отсчета, который предварительно был установлен на
шкале.
Если поправка направления (или величина магнитного склонения) меньше 3°, т. е. равна
цене деления шкалы компаса, она при ориентировании карты не учитывается.
Следует помнить , что компасом нельзя пользоваться вблизи железных предметов,
боевой техники и линий электропередачи, так как они вызывают отклонение магнитной
стрелки.

По направлению на ориентир.

карту ориентируют так же, как и по линейному
ориентиру. Отличие состоит лишь в том, что вместо линейного ориентира используют
направление от точки стояния на какой - либо удаленный местный предмет (отдельное
дерево, мост, ретранслятор, т. е. точечный ориентир), надежно опознанный на
местности и на карте.
При приближенном ориентировании карты этим способом ее поворачивают в
горизонтальном положении так, чтобы мысленно проведенное на карте направление от
точки стояния на условный знак местного предмета примерно совпало с этим
направлением на местности.
Ориентирование карты по направлению на ориентир.

Точное ориентирование карты по направлению на удаленный местный предмет
(ориентир) выполняют с помощью визирной линейки или карандаша. Линейку
прикладывают на карте боковой гранью к точке стояния (отдельный камень) и
условному знаку того предмета, по направлению на который ориентируют карту
(железнодорожный мост). Затем поворачивают карту в горизонтальном положении
так, чтобы предмет на местности оказался на линии визирования. В таком положении
карта будет ориентирована точно.
Определить на карте точку своего стояния легче, когда находишься на местности рядом
с ориентиром (местным предметом), изображенным на карте.
В этом случае расположение условного знака будет совпадать с точкой стояния.

По Полярной звезде.

карта будет ориентирована, если верхняя (северная) сторона
рамки будет обращена в сторону Полярной звезды, т. е. на север.

Если в точке стояния на местности таких ориентиров нет, то ее можно
определить одним из следующих способов:

Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это
наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два
местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое
местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них
и намечают точку своего стояния (см.рис.).

Определение на карте точки стояния производят глазомерно по ближайшим , промером расстояний, по измеренным расстоянию и направлению, и обратной засечкой. При выборе способа учитываются характер местности, условия видимости, наличие времени, а также точность, с которой желательно определить точку стояния.

Глазомерно по ближайшим ориентирам точку стояния рекомендуется определять на среднепересеченной местности, когда точка находится вблизи объекта местности, показанного на карте. Для этого карту. Опознают на ней два-три ближайших ориентира и определяют глазомерно расстояния до них. По определенным расстояниям до ориентиров с учетом направлений намечают точку стояния на карте.

Точность определения точки стояния на карте этим способом зависит главным образом от расстояний до ориентиров. Чем эти расстояния больше, тем менее надежно определяется точка стояния. При расположении от ориентиров на удалении до 500 метров, точка стояния при достаточной опытности определяется со средней ошибкой порядка 20% средней дальности до ориентиров.

Определение на карте точки стояния на местности промером расстояния.

Способ применяется главным образом при движении по дороге или вдоль линейного контура. Преимущественно на закрытой местности или при плохих условиях видимости. Сущность способа: измеряют расстояние (спидометром, шагами) от ориентира, расположенного у дороги или какого-либо другого линейного ориентира, до определяемой точки стояния. Затем это расстояние откладывают на карте вдоль дороги (линейного ориентира) в соответствующем направлении. Точность определения точки стояния данным способом зависит главным образом от величины ошибки измерения расстояния на местности.

Определение на карте точки стояния на местности по направлению и расстоянию.

Способ применяют, когда опознан только один ориентир. В этом случае карту ориентируют по с учетом магнитного склонения. Затем к ориентиру на карте прикладывают линейку, визированием направляют ее на тот же ориентир на местности и проводят линию. Визировать можно и по карандашу, установленному вертикально. Для этого ориентированная карта должна находиться в горизонтальном положении примерно на уровне подбородка.

Карандаш ставят отвесно на изображение ориентира на карте, визируют через него на ориентир и, не изменяя положения глаза и карты, медленно передвигают карандаш на себя. На прочерченной линии визирования от изображения ориентира откладывают расстояние, которое предварительно измеряют шагами, дальномером или оценивают глазомерно.

При этих же условиях точку стояния можно определить и другим приемом. На точке стояния измеряют компасом магнитный на ориентир. Затем этот азимут переводят в обратный (прибавляют или вычитают 180 градусов), а последний - в угол, по которому от ориентира на карте прочерчивают направление. По этому направлению и откладывают измеренное расстояние. Полученная точка будет искомой точкой стояния.

Пример определения на карте точки стояния на местности по направлению и расстоянию.

Даны магнитный азимут на ориентир (геодезический пункт) 30 градусов, расстояние 1500 метров, поправка в магнитный азимут при переходе к дирекционному углу +12 градусов. Определить точку стояния.

Решение.

Обратный азимут равен 210 градусов (30+180), дирекционный угол равен 222 градуса (210+12). Необходимые построения показаны на схеме выше. Средняя ошибка определения точки стояния по расстоянию и направлению порядка 5% дальности от точки стояния до ориентира. При измерении расстояния шагами, а азимута - компасом.

Определение на карте точки стояния на местности обратной засечкой по одному направлению.

Этот способ применяют при нахождении на дороге (или другом линейном объекте), с которой виден только один ориентир, расположенный в стороне от нее. Карту возможно точнее и визируют на ориентир. Точка пересечения визирной линии и дороги будет искомой точкой стояния.

Точку стояния при тех же условиях можно определить и следующим приемом. Измеряют магнитный азимут на ориентир, переводят его в обратный. А последний преобразуют в дирекционный угол. По значению дирекционного угла прочерчивают направление от ориентира до пересечения с дорогой.

Средняя ошибка определения точки стояния данным способом при тщательном выполнении приемов около 10% дальности при угле засечки от 30 до 60 градусов и от 120 до 150 градусов. И около 5% при угле засечки от 60 до 120 градусов.

Определение на карте точки стояния на местности обратной засечкой по трем (двум) направлениям.

Этот способ применяется преимущественно на открытой местности, бедной ориентирами, когда опознано три (в крайнем случае, два) ориентира. По возможности следует использовать ориентиры, расположенные ближе к точке стояния так, чтобы направления от ориентиров у точки стояния пересекались под углами в пределах 30-150 градусов.

Карту тщательно ориентируют по компасу, прикладывают линейку к условному знаку одного из ориентиров на карте и направляют ее на тот же ориентир на местности. Затем прочерчивают линию на себя. Не сбивая ориентировку карты, таким же образом прочерчивают направления на второй и третий ориентиры. Пересечение трех направлений обычно образует треугольник, центр которого и будет точкой стояния.

По двум направлениям точка стояния определяется менее точно, а главное, без контроля. При тех же условиях, когда работа с картой затруднена (идет дождь и т. п.), точку стояния можно определить по магнитным азимутам, измеренным с точки стояния на ориентиры. Магнитные переводятся в обратные, а последние в дирекционные углы. И уже по ним прочерчиваются направления на карте от соответствующих ориентиров. Средняя ошибка определения точки стояния обратной засечкой по трем ориентирам порядка 15% средней дальности до ориентиров.

Определение на карте точки стояния на местности способом Болотова.

Способ Болотова для определения точки стояния применяется на открытой местности, где ориентиров мало, но они видны издалека. И главным образом, когда нельзя ориентировать карту по компасу или измерить магнитные азимуты, например находясь в машине.

Лист прозрачной бумаги кладут на жесткую основу (картон, фанеру и т. п.). Намечают примерно в центре точку, от этой точки наводят линейку на ориентиры местности и линии. Затем прозрачную бумагу кладут на карту и перемещением ее находят такое положение, при котором все линии пройдут через соответствующие ориентиры на карте. В таком положении прозрачной бумаги переносят (перекалывают) точку на карту. Эта точка будет точкой стояния.

Средняя ошибка определения точки стояния способом Болотова при условии, что направления пересекаются под углами в пределах 30-150 градусов, будет порядка 15% средней дальности до ориентира. При наличии угломерного устройства определяют отсчеты на выбранные ориентиры, по их значениям с помощью артиллерийского круга строят радиальные направления и так же, как по способу Болотова, находят точку стояния.

Основная часть

Учебный вопрос № 1. Ориентирование на местности по карте. Определение азимутов на местные предметы.

Ориентирование на местности по карте.

Карта - основное средство ориентирования. Топографическая карта была и остается надежным путеводителем по незнакомой местности. С помощью карты можно быстро и точно определить свое местоположение, указать обнаруженные цели, уверенно выдержать заданный или намеченный маршрут движения.

Ориентирование на местности по карте включает ориентирование карты, сличение ее с местностью и определение своего местоположения (точки стояния).

Ориентирование карты.

Ориентировать карту - это значит расположить ее в горизонтальной плоскости так, чтобы северная (верхняя) сторона рамки карты была обращена на север. При таком положении карты расположение местных предметов и форм рельефа на местности будет соответствовать расположению условных знаков на карте.

Ориентирование карты может быть выполнено по линейному ориентиру или направлению на ориентир, когда на карте заранее известно свое местоположение (точка стояния). Если точка стояния неизвестна, карту ориентируют по сторонам горизонта.

По линейному ориентиру карта может быть ориентирована приближенно или точно.

Свое местоположение на карте в таком случае определяют также приближенно, на глаз.

Для точного ориентирования карты используют визирную линейку или карандаш. Приложив линейку к условному знаку линейного ориентира, например дороги, совмещают ее направление с направлением этого ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположенные на местности справа и слева от дороги, имеют такое же расположение на карте. Если это условие выполнено, карта ориентирована правильно.

По направлению на ориентир карту ориентируют так же, как и по линейному ориентиру. Отличие состоит лишь в том, что вместо линейного ориентира используют направление от точки стояния на какой-либо удаленный местный предмет (отдельное дерево, мост, ретранслятор, т. е. точечный ориентир), надежно опознанный на местности и на карте.

При приближенном ориентировании карты этим способом ее поворачивают в горизонтальном положении так, чтобы мысленно проведенное на карте направление от точки стояния на условный знак местного предмета примерно совпало с этим направлением на местности.

Точное ориентирование карты по направлению на удаленный местный предмет (ориентир) выполняют с помощью визирной линейки или карандаша.

Точное ориентирование карты по направлению на точечный ориентир
Точное ориентирование карты по компасу: а – компас установлен на вертикальной линии сетки; б – компас установлен на боковой (западной) рамке карты
Линейку прикладывают на карте боковой гранью к точке стояния (отдельный камень) и условному знаку того предмета, по направлению на который ориентируют карту (железнодорожный мост). Затем поворачивают карту в горизонтальном положении так, чтобы предмет на местности оказался на линии визирования. В таком положении карта будет ориентирована точно. По компасу карту ориентируют, когда не определено свое местоположение на ней или с точки стояния не видно ориентиров. При приближенном ориентировании карты вначале по компасу определяют направление на север, затем поворачивают карту так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена в сторону севера. При точном ориентировании карты по компасу вначале указатель отсчета компаса устанавливают против деления шкалы, равного поправке направления, если компас устанавливают на вертикальной линии километровой сетки, или величине магнитного склонения, если компас устанавливают на западную или восточную сторону рамки карты. Если поправка направления (магнитное склонение) положительная (восточное), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а если отрицательная (западная) - влево.

Затем компас устанавливают на карту так, чтобы нулевой диаметр его лимба совпал с одной из вертикальных линий координатной сетки или с одной из боковых сторон рамки карты (западной или восточной), а северный конец магнитной стрелки был направлен к северной стороне рамки карты. Не меняя положения компаса, карту поворачивают в горизонтальном положении до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не установится против отсчета, который предварительно был установлен на шкале.

Если поправка направления (или величина магнитного склонения) меньше 3°, т. е. равна цене деления шкалы компаса, она при ориентировании карты не учитывается.

Определение на карте точки своего стояния.

Точка стояния может быть определена на карте различными способами: по ближайшим ориентирам на глаз, промером пройденного расстояния и засечкой.

Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом (поворотом), изображенным на карте, то место расположения условного знака (точки поворота) этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.

Определение своего местоположения промером расстояния. Этот способ чаще всего применяется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т. д.), а также при движении по азимуту. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние измеряется шагами или определяется по времени движения.

По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние от ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния.

Определение своего местоположения по створу. Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры).

Определение точки стояния по створу и линейному ориентиру
Определение точки стояния по створу и боковому ориентиру
Определение точки стояния засечкой по боковому ориентиру Определение точки стояния засечкой по трем ориентирам (обратной засечкой)
Если наблюдатель находится на линии створа, ее местоположение на карте может быть определено одним из следующих способов: - по створу и линейному ориентиру. Например, если мы находимся на линейном ориентире (дороге) и в створе с двумя местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую линию через условные знаки местных предметов (ориентиров), в створе с которыми находится точка стояния на местности, до пересечения с дорогой. Точка пересечения линии створа с дорогой и будет искомой точкой стояния; - по створу и боковому ориентиру. Например, створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. В пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет находиться точка стояния; - по измеренному расстоянию. Для этого на карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния. Засечкой точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличии на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами. По боковому ориентиру засечка производится, как правило, при движения по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Например, находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на ней изображение хорошо видимого на местности предмета (ориентира), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него. Затем, не изменяя положение линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния. Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом.

Такой случай называется засечкой по перпендикуляру.

По двум-трем ориентирам засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено.

Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка часто называется обратной.

Строят измеренные углы на прозрачной бумаге при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на выбранные ориентиры на местности;

Точка стояния может быть определена на карте различными способами: по ближайшим ориентирам на глаз, промером пройденного расстояния, засечкой. Способ определения точки стояния выбирается с учетом имеющегося времени, условий обстановки и требуемой точности.

Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния (рис. 66).

Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом (поворотом), изображенным на карте, то место расположения условного знака (точки поворота) этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.

Промером расстояния. Этот способ чаще всего применяется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т. д.), а также при движении по азимуту. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние измеряется шагами или определяется по времени движения.

По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние от ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния.

По створу. Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры).

Если машина находится на линии створа, ее местоположение на карте может быть определено одним из следующих способов:

По створу и линейному ориентиру (рис. 67). Если мы находимся на линейном ориентире (дороге) и в створе с двумя местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую через условные знаки местных предметов (ориентиров), в створе с которыми находится точка стояния на местности, до пересечения с дорогой. Точка пересечения линии створа с дорогой и будет искомой точкой стояния;

По створу и боковому ориентиру. В приведенном на рис. 68 примере створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. В пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет находиться точка стояния;

По измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния.

Засечкой точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличии на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами.

По боковому ориентиру (рис. 69) засечка производится, как правило, при движения по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на ней изображение хорошо видимого на местности предмета (ориентира), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него. Затем, не изменяя положение линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния.

Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом. Такой случай называется засечкой по перпендикуляру.

По двум-трем ориентирам (рис. 70) засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено. Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка часто называется обратной.

Засечка по измеренным (построенным) углам (рис. 71) (способ Болотова) выполняется в такой последовательности:

С помощью башенного угломера или другим способом, например компасом, измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте;

Строят измеренные углы на прозрачной бумаге при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на выбранные ориентиры на местности;

Накладывают бумагу на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено при визировании или построено по измеренным углам;

Совместив все направления с соогветствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную на листе бумаги точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния.

По обратным дирекционным углам (рис 72) засечку выполняют чаще всего в обстановке, когда нельзя работать с картой на местности открыто. В этом случае измеряют компасом обратные азимуты с точки стояния на два-три точечных ориентира, видимых на местности и опознанных на карте. Величины обратных азимутов отсчитывают на шкале компаса против указателя, расположенного у целика. Измеренные азимуты переводят в дирекционные углы (см. разд. 5.3). Затем, построив эти углы при соответствующих ориентирах на карте, прочерчивают направления до пересечения друг с другом. Точка пересечения направлений и будет точкой стояния.

При определении точки стояния любым способом засечки следует выбирать направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30 и не более 150°. При всех возможных случаях проверяют положение полученной точки стояния визированием на дополнительный местный предмет (ориентир). Если при пересечении трех направлений образовался треугольник, точку стояния ставят в его центре. При больших размерах треугольника, когда его сторона более 2 мм, засечку необходимо повторить, предварительно проверив точность ориентирования карты.

Точка стояния может быть определена на карте различными способами: по ближайшим ориентирам на глаз, промером пройденного расстояния, засечкой. Способ определения точки стояния выбирается с учетом имеющегося времени, условий обстановки и требуемой точности.

Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния (рис. 4).

Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом (поворотом), изображенным на карте, то место расположения условного знака (точки поворота) этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.

Промером расстояния. Этот способ чаще всего применяется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т. д.), а также при движении по азимуту. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние измеряется шагами или определяется по времени движения.

По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние от ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния.

По створу. Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры).

Если машина находится на линии створа, ее местоположение на карте может быть определено одним из следующих способов:


  • --по створу и линейному ориентиру (рис. 5). Если мы находимся на линейном ориентире (дороге) и в створе с двумя местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую через условные знаки местных предметов (ориентиров), в створе с которыми находится точка стояния на местности, до пересечения с дорогой. Точка пересечения линии створа с дорогой и будет искомой точкой стояния;
  • -- по створу и боковому ориентиру. В приведенном на рис. 6 примере створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. В пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет находиться точка стояния;

По измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния.

Засечкой точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличии на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами.

По боковому ориентиру (рис. 6) засечка производится, как правило, при движения по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на ней изображение хорошо видимого на местности предмета (ориентира), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него. Затем, не изменяя положение линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния.


Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом. Такой случай называется засечкой по перпендикуляру.

По двум-трем ориентирам (рис. 7) засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено. Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка часто называется обратной.


Засечка по измеренным (построенным) углам (рис. 8) (способ Болотова) выполняется в такой последовательности:


  • -- с помощью башенного угломера или другим способом, например компасом, измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте;
  • -- строят измеренные углы на прозрачной бумаге при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на выбранные ориентиры на местности;
  • -- накладывают бумагу на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено при визировании или построено по измеренным углам;
  • -совместив все направления с соогветствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную на листе бумаги точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния.

По обратным дирекционным углам (рис 9) засечку выполняют чаще всего в обстановке, когда нельзя работать с картой на местности открыто. В этом случае измеряют компасом обратные азимуты с точки стояния на два-три точечных ориентира, видимых на местности и опознанных на карте. Величины обратных азимутов отсчитывают на шкале компаса против указателя, расположенного у целика. Измеренные азимуты переводят в дирекционные углы. Затем, построив эти углы при соответствующих ориентирах на карте, прочерчивают направления до пересечения друг с другом. Точка пересечения направлений и будет точкой стояния.

При определении точки стояния любым способом засечки следует выбирать направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30 и не более 150°. При всех возможных случаях проверяют положение полученной точки стояния визированием на дополнительный местный предмет (ориентир). Если при пересечении трех направлений образовался треугольник, точку стояния ставят в его центре. При больших размерах треугольника, когда его сторона более 2 мм, засечку необходимо повторить, предварительно проверив точность ориентирования карты.

Новое на сайте

>

Самое популярное