Домой Симуляторы Положение о проведении соревнований по подвижным играм «Сильные, смелые, ловкие» в учебный год. Турнир по подвижным играм (положение) Отчет о проведении подвижных игр

Положение о проведении соревнований по подвижным играм «Сильные, смелые, ловкие» в учебный год. Турнир по подвижным играм (положение) Отчет о проведении подвижных игр



« Всякая детская игра - это всегда мир иллюзий.

в этом мире иллюзий ребёнок, однако,

никогда не теряет своего реального «Я»

Г.Л. Рошаль

«Дитятко что тесто , как замесил, так и выросло»

Максимова Надежда

Константиновна

учитель начальных классов,

педагог- психолог,

педагог дополнительного образования

пгт. Южно-Курильск

Сахалинская область


СОДЕРЖАНИЕ:

I . ВВЕДЕНИЕ

II . ТЕОРИЯ

    Виды игр.

    Необходимость изучать и играть в

русские народные игры.

    Распределение ролей

а) Считалки

б) Жребий

4. Методика организации игры.

5.Требования к игровому взаимодействию взрослых и детей.

6. И Т О Г.

III . ПРАКТИКА.

Конспекты игр:

а) «Каравай»;

б) «Гуси- лебеди»;

в) «У медведя во бору»;

г) «Жмурки»;

д) «Пятнашки»;

е) «Хромая лиса»;

ж) «Краски»;

з) «Кошки- мышки»;

и) «Третий лишний»;

к) «Змейка».

+ В конце смотрите Приложение: «Считалки, сборник».

I . В В Е Д Е Н И Е

Нужна ли детям игра? Как лучше её организовать? Какие игры лучше использовать? Вопросы, вопросы? Их часто задают педагоги- воспитатели, организаторы, классные руководители, родители.

В соответствии с решением коллегии «Об основных нап-равлениях развития воспитания в системе образования», где говорится о включении в системное расписание общеобразова-тельных учреждений вышеперечисленных должностей, которые обязаны владеть методикой организации игры, знать содер-жание игр, уметь организовывать их так, чтобы вовлечь мак-симальное количество детей, уметь конструировать их. Для конструирования игрового досуга всем категориям педагогики необходимо подбирать разные пособия, для организации игр разного типа, дополнительный материал (в виде считалок, скороговорок, загадок и др.), чтобы специалисты, работающие с детьми, могли моделировать его на своё усмотрение.

Организаторам детских игр важно помнить, что их главная задача- учить детей играть активно, коллективно или самостоятельно. С помощью игры можно помочь ребёнку быстрее адаптироваться к новым условиям в образовательном учреждении.

Умеющий играть ребёнок любого возраста быстрее принимает решения, лучше мыслит, чаще проявляет инициативу и самостоятельность.

II . Т Е О Р И Я

«Игра- возможность отыскать себя в обществе,

себя в человечестве, себя во вселенной»

Я. Корчак

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей.

И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подра-жательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др . все они нужны и по- своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе.

Но особое место среди них занимают подвижные игры, которые являются наилучшим лекарством для детей от двигательного голода- гиподинамии.

Многие из них существуют с незапамятных времён и передаются из поколения в поколение. В жизни Древней Руси различные игры и игрища, как составные части народных и храмовых праздников, занимали видное место. В празднествах участвовали всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными их участниками.

На Святках они ходили славить Христа, поздравляли соседей колядной песней, и в конце зимы встречали и провожали Масленицу. Ребятишек посылали с первовыпеченными блинами на огород, где они, скача верхом на кочерге, кричали: «Прощай, зима счастливая! Приходи, лето красное!» Вместе с взрослыми дети взбирались на крыши построек, на деревья и заклинали птиц. Наблюдая жизнь взрослых, дети в своих играх часто имитировали календарные семейные обряды, исполняя при этом соответствующие песни.

Мальчишки и девчонки любили вместе со взрослыми приходить на вечёрки, собирались на деревенской улице, за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

Так подвижная игра перешла от взрослых к детям.

Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создаётся мно-жество усложнённых вариантов, но их двигательная основа остаётся неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений:

ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами- потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспи-тания детей.

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их при-менения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребёнок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успехов.

Подвижная народная игра- естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интерна-ционального, художественного и физического воспитания дош-кольников. Радость движения сочетаются с духовным обога-щением детей. У них формируется устойчивое, заинтересован-ное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Уклад современной жизни сильно отличается от того, каким жили наши предки. И люди стали забывать, как обставляли свой дом наши прабабушки, какие песни пели, какую носили одежду, во что играли в детстве. Наши предки не заслуживают забвения. Они были трудолюбивы, имели удивительно тонкое и поэтическое восприятие мира, стойкие традиции и серьёзное отношение к таким понятиям, как мораль, добродетель и нравственность.

Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка- дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно- игровой форме, способствующей конкрет-ному перевоплощению в образ («Гуси- лебеди», «У медведя во бору», «Коршун и наседка» и много других).

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встре-чающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен про-явить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Пятнашки», «Палочка- выручалочка» и много других).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формиро-ванию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества. Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения людей, жившие на нашей земле.

Игра начинается со считалки. Всем известно, что считалки нужны для того, чтобы по справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре. А в некоторых играх при помощи считалок можно определить порядок, в котором каждый должен вступать в игру.


Считалки- это короткие рифмованные стихи, как правило весёлые и смешные. Иногда их придумывают сами дети, но чаще ребята Поль-зуются теми, которые написаны поэтами. В простейшей форме считалка- это счёт. Счётом решают, кому водить, но сам процесс выбора водящего при помощи считалки является для детей игрой.


Считалки бывают простые и с выбором .

Сначала о простых считалках. В них становятся все в тесный кружок, а кто-то один неторопливо говорит считалку, указывая пальцем по кругу на каждого и начиная считать с себя самого. Если ребят в кругу много, то вначале считающему приходится обходить круг изнутри, считая по порядку и себя, вернее, то пустое место, где он раньше стоял. Те, на кого придётся последнее слово считалки, один за другим выходят из круга и отходят в сторону. Оставшийся последним- водит.

Считаться надо «По солнцу». Солнышко восходит с восточной стороны. В полдень проходит через юг и заходит на западе. Так вот, если вы в любой час дня оборотитесь к солнцу, то начало его пути по небу будет у вас где-то слева, а конец- справа. Значит, вторым по счёту должен быть ваш левый сосед, за ним следующий и т.д. по кругу до конца считалки. Это и будет «по солнцу» . Т.е. в направлении от вашей правой руки к левой, это старинное правило всех русских игр.



В считалках иногда попадаются длинные слова, на которые приходится два или три счёта, или на два слова приходится один счёт. Поэтому, чтобы вам не сбиться, во всех считалках над каждым с чётным слогом ставим ударение. Считалка произносится так, чтобы было складно и ритмично. Только в немногих считалках, начинающихся на пять или десять, приходится нарушать ритмичность, чтобы приходился один счёт. Ударение надо ставить ещё и потому, что ребята ухитряются так невнятно бормотать считалку, что «глотают» некоторые слоги и, как бы нечаянно, «выходят» сами. Так что говорить считалку надо чётко и не торопясь.

Вот несколько простых считалок.

Сначала одна из самых старинных, дошедших до нас ещё с прошлых веков.

- Заяц белый, куда бегал?

В лес дубовый.

Что там делал? Лыко драл.

Куда клал? Под колоду.

Кто украл? Родион.

Выйди вон!

Следующая считалка, пожалуй, самая известная из всех.

- Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф- паф! Ой, ой, ой!

Умирает зайчик мой.

Принесли его домой,

Оказался он живой!

И ещё про зайца, только не такого сообразительного, как тот, что «лыка драл» себе на лапоточки.


- Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу.

Да работы не нашёл,

Сам заплакал и пошёл.

И ещё несколько:

-Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота,

Отыщи- ка там кота.

- Мальчик, с пальчик нашёл стаканчик.

Стакан разбился, лимон покатился.

Стакан, лимон- выйди вон.

Обычно водит последний оставшийся. Но иногда для быстроты договариваются, что водить будет тот, кто выйдет первым. Для этого годятся все считалки, однако есть пригодные только для таких случаев, так как последние слова в них прямо указывают, что водит именно тот, кто вышел.

Вот, например, такая считалка:

- Катилася торба с великого горба.

Что в той торбе? Хлеб- поленица.

Кому доведётся, тому и водиться.

Теперь перейдём к считалкам «с выбором» и посчитаемся,

например, в такую:

Дора, дора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как бы вора наказать?

Мы связали руки, ноги

И пустили по дороге.

Вор шёл, шёл, шёл

И корзиночку нашёл.

В этой маленькой корзинке есть помада и духи.

Ленты, кружева, ботинки, что угодно для души.

Тот, на кого пришлось первое слово, не выходит сразу из круга, а должен выбрать что- нибудь из этой корзинки. Он выбрал, предположим, кружева. Тогда считалку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. На кого придётся конец слова «кружева»- выходят. Таким же образом считаются и дальше, пока не выйдут все, кроме оставшегося последнего, который должен водить.

Считалки «с выбором», для того, чтобы вышел один игрок, приходится повторять два раза- первый раз полностью, а второй раз- до того, слова, которое было выбрано. Но после того, как очередной игрок вышел, начинать надо опять с себя.


Вот ещё две старинные считалки:

1- я

На златом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

2- я

- Ехал мужик по дороге.

Сломал колесо на пороге.

Сколько ему надо гвоздей,

Говори поскорей,

не задумывайся!


В последней считалке надо назвать какое –нибудь небольшое число например, от десяти до двадцати. Затем, начиная с того, кто называл число, надо считать и последний по этому счёту- выходит.

Следующая считалка требует пояснений,

так как она отличается от других.

- Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Все кричали куку- мак!

Отжимай один кулак.

Все выставляют вперёд сжатые кулаки. Считающий тоже. На первый слог он ударяет кулаком по правому; на второй- наоборот; на третье слово – «мимо»- своим правом по кулаку левого соседа, затем начинает по кругу легонько стукать по всем выставленным кулакам. На чьём кулаке считалка кончится, тот его разжимает и опускает руку. Считалка говорится снова. Так постепенно кулаки опускаются. А кто опустит оба- выходит. Считающий таким же манером, как и начинал, считает и свои кулаки, пока один из них не выйдет. Причём выходит тот, который в конце считалки оказался внизу. Этим кулаком он и продолжает счёт. Если выйдет и другой свой кулак, считаются только чужие. Чей один кулак остался- водит.

Считалка трудная, но зато очень интересная.

Когда от многих считавшихся останется всего три- четыре человека, то продолжать считаться длинной считалкой будет слишком долго да и скучновато- ведь за одну считалку придётся по нескольку раз указывать на каждого. Тут лучше всего сменить считалку на более короткую, да и считальщик может поменяться.

Есть, помимо перечисленных, один из древнейших и из простейших способов рассчитаться. Предположим, что играю-щих десятеро, они встают в круг, кто- то из них начинает считать. По договоренности, каждый пятый выходит из круга. При повторении счёт начинается сначала.

Существуют и другие способы определить того, кто будет водить, - при помощи жребия.

Жребий - это условный знак, какой- нибудь предмет: дощечка, палочки или соломки, монета, камешки, листочки растений и т.д.

Играющие вынимают предмет, отличающиеся по размеру из числа одинаковых. А монеты, палки, дощечки иногда подбра-сывают вверх, и от того, какой стороной они упадут или каким концом палка коснётся земли, зависит результат жеребьёвки, т.е кто начинает игру.

В России наиболее распространёнными были следующие способы жеребьёвки.

Угады.

Вот как это делается. Берут столько одинаковых палочек, спичек или травинок, сколько собралось играющих. Потом одну обламывают, чтобы она стала короче других и все их зажимают в кулак, выравнивая наружные концы. Затем по очереди тянут жребий. Кто вытянет единственную коро-тышку, тот и водит. Можно и по- другому. Оторвите несколько бумажек и поставьте крестик на одной из них. Потом все их надо свернуть, положить в шапку или карман и перемешать. Водит тот, кто вытянет отмеченную бумажку.

Часто для игры собирается пять человек, тогда можно применить самый простой и быстрый способ жеребьёвки. Кто –нибудь незаметно от других намажет один палец мелом, карандашом или чернилами, подходит к остальным со сжатым кулаком и говорит: «разогни палец». Каждый по очереди разгибает по одному пальцу. Кто разогнёт запачканный, тому и водить. А если отмеченный палец остался не разогнутым, то водит сам загадывавший. В некоторые игры можно играть даже вдвоём. Тогда лучше простой считалкой не считаться, потому что считающему всегда придётся водить.

Поэтому тут лучше что- либо угадывать.

Например, применить способ, которым пользуются футбольные судьи, вначале игры при розыгрыше ворот, - подбросить монетку, а когда упадёт, накрыть её ладонью и спросить: «Орёл или решка? Орёл - эта та сторона, где герб; в старину там изображался орёл». Другой игрок должен угадать, какой стороной кверху упала денежка на землю.

Если монетки под рукой не окажется, найдите небольшой плоский камешек или кусочек коры, или щепку, плюньте на одну сторону, и спросите: «Дождя или вёдра?». Ну, «дождя»- это понятно, значит, мокрой стороной кверху. А «вёдра»- это сухой стороной, потому что, «вёдро» означает сухую, солнечную погоду.

Можно зажать маленький предмет в кулак, вытянуть вперёд в обе руки и спросить: «В правой или левой?». Если приятель не угадает- он водит, а угадает- водить надо тому, кто загадывал.

Многие игры требуют разделения на команды. Лучше всего разделиться «по сговору». Играющие образуют пары, отходят в сторону, сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверя, птицы, игрушки, растения и т.д.

Разрешается применять шуточные названия:цапы- цапы и топы- топы; дедушка Пыхто и бабушка Никто и т.д.

Сговорившись, пары подходят поочередно к тому или другому капитану (матке) и спрашивают:

- Матка, матка, чего тебе надо?

Пирог с грибами или козла с рогами?

Из ведра ерша или из корзины ежа?

Выбирая названия, матка выбирает себе игроков.

Сговорки бывают разными.

В Ы Б И Р А Й:

Сахару кусочек

Или красненький платочек?

Гороху мешок

Или масла горшок?

Ландыш душистый

Или одуванчик пушистый?

Медведя лохматого

Или козла рогатого?

Колокольчик голубой

Или жёлтый зверобой?

Зелёную лягушку

Или хлеба краюшку?

Белую берёзу

Или красную розу?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Кашу

Или простоквашу?

Серую утку

Или деревянную дудку?

ВЫБЕРИ ПОМОЩНИКА:

Сено косить

Или дрова рубить?

Горох молотить

Или кашу варить?

Шары катить

Или воду лить?

Лапти плести

Или двор мести?

Коня ковать

Или двор подметать?

Колыбельку качать

Или сметану лизать?

КОГО В ГОСТИ ПРИГЛАСИШЬ:

Хитрую лису

Или Марью- красу?

Таракана усатого

Или кота полосатого?

Курочку в серёжках

Или кочетка в сапожках?

Гусей – лебедей

Или мохнатых шмелей?

Сговорки складываются очень просто. Можно научить детей их придумывать.

Есть и более простой вариант сговорок.

Дети берут в руки по маленькому предмету, подходят к матке, держа руки за спиной, и спрашивают, какой ему нужен предмет. Матка называет предмет, и в чьей руке он окажется, тот играющий остаётся с ним, а другой идёт ко второму матке.

Чтобы определить, кому начинать игру или водить, можно «конаться» Для этого берут палку или верёвку, и один из тех, кто «конается», захватывает конец, другой берётся рядом, третий следом за вторым и т.д. чья рука захватит противо-положный конец, тому водить или начинать игру.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ

Перед педагогами ставится главная задача - найти методы взаимодействия с детьми. Именно игра занимает центральное место в их жизни, где они чувствуют себя в безопасности, комфортно, ощущают психологический простор и свободу.

Важная роль педагога, который организует игровое пространство, игровую ситуацию, умеет пригласить столько участников, сколько необходимо, объяснить сам процесс игры,- всё это требует от педагога высокого профессионализма.

Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребёнок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы в игре детям было легко и уютно.

Организуя игру, важно рассматривать каждого ребёнка как индивидуальность, способную проявить своё личное «Я»;

- ни в коем случае в игре не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей;

- недопустимо унижать достоинство детей; игра должна соответствовать возрасту и особенностям;

- используемые для игр атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны;

- каждая игра должна создавать положительный эмоцио-нальный настрой даже для проигравших детей.

При организации и проведении игры важна методика объяснения её правил. Не следует начинать игру с названия или пересказа содержания, т.к. это снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение игры с вступления, которое должно быть связано с темой праздника, вечера, занятия или игровой ситуации. Лучшим вариантом считается объяснение по ходу игры и организации её участников и болельщиков.

Задача педагога при объяснении игры состоит в том, чтобы организовать, развлечь не только тех детей, которые участвуют в игре, но и болельщиков. Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований:

- ясность и чёткость в изложении;

- эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков;

-объяснение нужно вести на максимальном показе.

«Игра даёт нам редкую возможность объединить взрослых и детей, представителей всех народов…», сказал Эрне Рубик.

«Игра без усилия , игра без активной деятельности- всегда плохая игра», писал А.С. Макаренко.

«Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне усло-вий непосредственно утилитарной деятельности»,

говорил Д. Б. Эльконин.

Т Р Е Б О В А Н И Я К И Г Р О В О М У

ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

*** Ребёнок как центр деятельности. Ребёнок должен быть в центре процесса игр и служб, обеспечивающих игру.

*** Право выбора каждому ребёнку.

*** Не контролируемость взрослыми, если она происходит без риска физического и морального ущерба.

*** Стимулирующая и развивающая игра, способствующая развитию самоуважения, уверенности, преодолению своих спо-собностей.

*** Увеличение жизненного опыта. Игра предоставляет возможность исследовать, познавать, понимать окружающий мир.

*** Уважение личности. Каждый ребёнок- индивидуаль-ность и имеет право на уважение.

*** Взаимодействие. Игра- это общее участие педагогов, родителей, детей.

*** Забота и внимание к каждому ребёнку должны демон-стрироваться всё время.

*** Равные возможности. Равноправие, доступность игры для всех детей, толерантность и особое внимание к тем, кто испытывает трудности.

*** Право на безопасную игру. В игровой среде каждый должен чувствовать себе физически и персонально в безопас-ности.

*** Работа в рамках законов. Игра должна происходить в соответствии с законом о детской безопасности, охране детских прав, здоровья и благополучия.

*** Игра, доступная для всех. Каждый ребёнок имеет право на игру и всё игровое пространство.

III . П Р А К Т И К А

ИГРА «КА Р А В А Й»


Знакомство с народными играми я начинала с наиболее простых. Самой незамысловатой из них является игра«Каравай» . Считаться в данной игре не нужно, достаточно, если одного из детей, например, именинника ставят посередине комнаты, а остальные дети берутся за руки и образуют круг. Затем, играющие идут хороводом по кругу и поют:

«Как на … именины испекли мы каравай (называть имя того, кто стоит посередине). После этого все останавливаются и поют:

«Вот такой вышины!». На слове«Такой» все, продолжая держаться за руки, поднимают их как можно выше и дажепривстают на цыпочки. Потом поют: «Вот такой нижины!»- опускают руки и приседают на корточки. Затем все встают ипоют: «Вот такой ширины!», расширяя круг как можно больше,но, не расцепляя рук. Потом со словами: «Вот такой ужины!» - все опускают руки и идут к имениннику до тех пор, пока совсем не стиснется круг. В конце, расширяя до первоначальнойширины круг, надо спеть: «Каравай, каравай, кого любишь- выбирай!». Именинник подходит к тому, кого он любит, поклонившись, берёт его за руку и выводит на середину. А сам занимает его место в круге. Хоровод начинается заново. Так может повторяться много раз.

Правило здесь только одно, Выбирать одного и того же человека больше одного раза- не следует. Иначе многие мальчики могут выбирать одну и ту же девочку (на их взгляд самую симпатичную), и наоборот. Обычно мы заканчиваем игру после того, как все ребята побывают«именинниками».

Когда детей много, а площадь группы ограничена, дляудобства мы организовываем небольшой круг из«именинников» внутри большого.

И с началом песни круги начинают двигаться в противо-положных направлениях. Идти по кругу, сходиться, расходиться и делать все движения надо плавно, неторопливо, в такт песенке.Игра увлекает всех детей без исключения,

от 2-х летних малышей до выпускников.

Смотрите ниже….


ИГРА «ГУСИ- ЛЕБЕДИ»

Знакомство с игрой «Гуси-лебеди» лучше начинать в летний период времени, т.к. она требует наличия достаточного пространства. Эта игра годится даже для дошкольников уже с четырёх лет. Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные– «Гуси- лебеди». На одной стороне игровой чертят дом, где живут хозяева- гуси. На другой- живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идёт перекличка между хозяином и гусями:



- Гуси- гуси!

- Га- га-га.

- Есть хотите?

Да, да, да.

- Так летите же домой!

- Нам нельзя, под горой

серый волк не пускает нас домой,

- Зубы точит, съесть нас хочет

- Так летите, как хотите,

только крылья берегите!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы, последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

В данной игре необходимо соблюдать следующие правила:

1) Гуси должны «лететь» по всей площадке.

2) Волк может ловить гусей только после слов:

«Так летите, как хотите, только крылья берегите!».

После того как дети достаточно овладеют этой игрой, её можно несколько усложнить. Например, вместо одного волка, можно выбрать двух или трёх. В мае- июне, когда на острове нередки туманы и морось, эту игру мы с успехом проводим на летней веранде.

ИГРА «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

Игра «У медведя во бору» также относится к наиболее простым играм. С помощью жеребьёвки, дети выбирают медведя, который живёт в лесу, т.е. за чертой, проведённой на земле. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

- У медведя во бору

- Грибы, ягоды беру!

- Медведь постыл

- На печи застыл!

Когда играющий произносит последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает выбегать из берлоги и старается кого-то поймать. Пойманный, становится медведем. Для успеш-ного проведения игры детям необходимо придерживатьсяследующих правил:

    Медведь выбегает из берлоги только после произнесения последних слов зачина.

    Дети, в зависимости от поведения медведя, могут сразу не бежать в свой дом, а подразнить медведя.

В качестве усложнения в этой игре может послужить образование пар играющими детьми. Интересно отметить, что в данную игру с удовольствием играют дети как младшего дошкольного возраста, 3-4 лет, так и старшего возраста, 6-7 лет.

ИГРА «Ж М У Р К И»


К простым играм относится игра«Жмурки». Но в отличие от выше- перечисленных игр в неё мы играем преиму-щественно в помещении, т.е. в группе, потому что на большой площади, т.е. на игровой площадке водящему труднее будет поймать кого- либо.

Для игры в группе необходимытри условия:

1. Чтобы групповая комната не была слишком маленькой.

2. Чтобы народу было не слишком много.

3. Чтобы середина комнаты была свободной.

Одному из играющих- жмурке- завязывают глаза с помощью платка или шарфа, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться вокруг себя несколько раз, затем спрашивают:

- Где стоишь?

- У столба,

- Что продаёшь?

- Квас.

- Ищи три года нас!

После этих слов дети разбегаются, жмурка, ловит их.

Кого он поймал, становится жмуркой.

Правила игры.

1) Еслижмурка подойдёт близко к какому -либо предмету, о который можно ударится, дети должны его предупредить,крикнув:«Огонь!».

2) Нельзя кричать это слово с целью отвлечьжмурку от ребёнка, который не может убежать от него.

3) Детям, нельзя прятаться за какие- нибудь предметы или убегать далеко.

4) Пойманного игрокажмурка должен узнать, не снимая повязки. Если кто –либо затрудняется узнать пойманного, мы ему подсказываем (вариантов много).

5) Пойманный, становитсяжмуркой.

Дети младшего возраста играют в эту игру по упрощённой схеме, а старшие с применением некоторых секретов и хитростей, как- то под-красться, потихоньку сзади и через плечо дотронуться пальцем до его носа или сделать резкий разворот и выпад вперёд, хватая «добычу».

ИГРА «П Я Т Н А Ш К И» (прил. № 1)


Игра «Пятнашки». В разных городах или местностях эта игра называется по разному.

Например,«Салки», «Догонялки», «Ляпка».

Наши дети называют эту игру «Ляпка». Играем мы в неё на улице.

Желательно, чтобы количество играющих было не менее 5-6 человек, а то через пять минут игроки запыхаются и надо будет отдыхать. В пятнашках существует совсем простой способ выбора водящего.

Кто нибудь предлагает:«Сыграем в пятнашки?». Все остальные вразнобой кричат:«Чур, не я!». Чей голос был слышен последним, тому и водить. Играющие разбегаются по площадке, а пятнашка их водит. Тот, когопятнашка коснётся рукой, становится пятнашкой.

Для старших детей возможны следующие более сложные варианты этой игры:

1. Пятнашки, ноги от земли. (играющий может спастись от пятнашки, встать на какой -нибудь предмет, например, на камень).

2. Пятнашки с домом. (по краям площадки рисуют 2 круга, это домики. Преследуемый может спастись в домике).

Подбирая детей для этой игры, я учитывала, чтобы разница в возрасте была небольшой. А но и понятно, 4- летнему ребёнку будет сложно догнать 7- летнего, а 7- летнему догонять 4- летнего - просто не- интересно.

ИГРА «ХРОМАЯ ЛИСА»

Ещё одна «комнатная» игра- «Хромая лиса».

Необходимое условие этой игры - наличие не только свободной серединыкомнаты, но и свободного угла.

Водящий, он же«Хромая лиса» выбирается как в пятнашках. УХромой лисы должна быть своя «нора», для которой используется свободный угол. Всеигроки бегают по комнате на двух ногах, а Хромая лиса должна догонять их, скача на одной. Вначале игры лиса находится в своей норе, а остальные игроки стараются её оттуда выманить. Для этого они лают, изображаяохотничьих собак, дразнят её:«Хромая лиса, Хромая лиса!». Вобщем, веселятся, как могут. При удобном случаеХромая лиса выскакивает из своей норы, и скача на одной ноге, старается догнать кого- нибудь.


Данная игра проводится мною с детьми старшего возраста т.к необходимым условием является передвижение лисы на одной ноге. А для младших детей прыжки на одной ноге, без права смены ног, в течении нескольких минут являются трудными из- за возрастных физических возможностей. В том случае, если ребёнок скакал, скакал и всё безрезультатно, он имеет право зайти в свою нору и передохнуть. А при выходе сменить «скакательную» ногу.

В этой игре для удачной охоты нужно хорошее чувство равновесия, поэтому большего успеха в ней добиваются девочки, особенно которые могут немножко схитрить и проявить выдержку.

ИГРА «К Р А С К И»

Играющие выбирают хозяина и двухпокупателей. Остальные игроки: «Краски». Каждая краска придумывает себе цвет и потихоньку называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей, который стучит:

-Тук, тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришёл?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси!». Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают все краски. Выигрывает тот покупатель, который набрал больше красок.

Правило игры.

    Хозяином становится тот, у кого больше красок.

    Покупатель не должен дважды называть какой- либо цвет краски, иначе он уступает очередь другому покупателю.

ИГРА «ПУСТОЕ МЕСТО»


После того, как дети овладели вышеперечисленными играми я стала знакомить их с играми большей подвижности, и началас игры«Пустое место».

Игра хороша тем, что в ней нет выигравших и проигравших и закончить её можно в любой момент, а также тем, что играют в нёе в любое время года.

Вначале считаемся. Все, кто вышли, становятся в круг и берутся за руки. Водящий идёт не торопясь снаружи круга. Обходя несколько раз круг, он неожиданно хлопает кого- то по плечу и тот час бросается бежать вперёд. Вызванный, отцепляется от соседей и старается побыстрее обежать круг навстречу водящему.

Где -то на противоположной стороне круга они встречаются, про-бегают мимо друг друга и несутся дальше, стремясь первым занять пустое место. Кто первым успел занять это место и взяться за руки с соседями, тот остаётся в круге, а опоздавший начинает водить.

Несмотря на то, что игра простая, правила есть и здесь:

1) Водящий не может начинать бег прежде, чем он дотронулся до кого- то и вызвал его сбегать наперегонки. До этого он должен ходить.

2) Обоим бегущим нельзя задевать круг или дотрагиваться до стоящих в круге, пока кто-нибудь из них не добежит до пустого места.

3) Чтобы при встрече не столкнуться, бегущие обегают друг друга справа.

Изредка бывает, что оба игрока прибегут одновременно. В этом случае они должны продолжить бег от пустого места в ту же сторону.

Когда стоишь в круге, самый напряжённый момент- когда водящий проходит за твоей спиной. Тут уж надо быть начеку. Ведь если он хлопнет тебя, то в тот же миг побежит. Поэтому и тебе надо быть наготове, чтобы мгновенно сорваться с места.

ИГРА «КОШКИ- МЫШКИ»


Старинная русская игра«Кошки- мышки» была настолько известной, что её названия вошло в поговорку «Играть вкошки- мышки», что значит: хитрить друг с другом, притворно поддаваться, лукавить.

С помощью считалок выбираем главных героев- кошку и мышку, ко-торые разговаривают между собой:

- Кисонька, где была? (котик, где был?)

- На мельнице.

Что делала?

Муку молола.

Что вымолола?

Грошик.

Что купила?

Калачик.

С кем съела?

Одна.

Догони меня!

Все вышедшие ранее игроки становятся в круг. Берутся за руки, образуя ворота. Обычно эти ворота закрыты, т.е руки опущены. Мышка залезает внутрь круга, а кошка остаётся снаружи. Теперь кошка должна поймать мышку. Но прежде чем поймать её, кошка должна попасть внутрь круга, а это не просто. Потому что основная задача игроков, образующих круг- оберегать мышку от кошки.

Кошке разрешается прорывать цепь игроков, подныривать под сцепленные руки или перепрыгивать через них. Дети стараются же не пускать кошку к мышке, заботясь о том, чтобы ворота перед нею всегда были закрыты.

Правила игры:

    Кошка может поймать мышку, как в круге, так и за кругом.

    Играющий открывает ворота, только для мышки.

    Играющие не должны задерживать кошку,

бегущую под воротами.

В качестве усложнения игры я предлагала детям медленно двигаться по кругу с опущенными руками.

ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»


Ещё одна игра, название которой вошло в поговорку- «Третий лишний». Так говорят, например, когда двое разговаривают по секрету, а кто-то подходит и мешает, емучастенько говорят:« Третий лишний!». Это одна из самых весёлых и оживлённых игр. Играть можно в неё везде, где есть ровное место. Игроков должно быть чётное количество.Вначале выбирается«третий лишний» и«догоняла». Осталь-ные игроки образуют круг из стоящих попарно, друг за другом,игроков. Получается как бы два круга, внутренний и внешний.Догоняльщик становится внутри круга, а третий лишнийостаётся снаружи. Игра начинается, когдатретий лишний , встанет за какой –нибудь парой в виде добавки. А суть игрысостоит в том, чтодогоняла должен догнать и запятнатьтретьего лишнего . Поэтому он выбегает из середины круга к лишнему, а тот немедля срывается со своего места и несётсявокруг круга.Догоняльщик за ним… игра эта очень живая и держит в напряжении всех игроков. Это и понятно, потому что каждую секунду любой из детей может оказаться в роли лишнего или догонялы. Бежать можно в любую сторону.

Правила игры:

1) Никому нельзя бегать внутри круга.

2) Догоняла может пятнать нового третьего лишнего, даже если тот, не успел тронуться с места.

3) Обоим бегунам нельзя задевать, а тем более толкать стоящих в круге игроков.

Когда детей в группе немного или количество нечётное, игру можно трансформировать во«второй лишний».

ИГРА «З М Е Й К А»


И ещё одна игра«Змейка». Эта весёлая и забавная игра, совсем непохожая на другие игры. Она годится для всех: и для больших, и для маленьких, и для мальчиков, и для девочек.

Правила здесь очень простые, главное- нужно уметь интересно водить змейку. Да и то это нужно только тому, кто водит. А остальные, как прицепятся к змейке, так и научатся. Играть в неё нужно на ровной площадке, желательно на траве. Игра на твёрдой поверхности (асфальт) может привести к травматизму. Желательно, чтобы возраст играющих был примерно одинаков. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра.

Теперь о самой игре.

Все становятся друг за другом и каждый даёт одну руку, правую, переднему, а левую, заднему игроку. Но встать надо одинаково, так, чтобы все были лицом в одну сторону. Образуется длинная вереница ребят. В голову змейки стано-вится ребёнок, из тех кто посильнее, так как ему придётся тащить за собой всю змейку. Держаться за руки надо покрепче.Вожак спрашивает:«Готовы?» - «Готовы!» - отвечают ему.«Ну, держитесь!» - Говорит вожак и начинает бежать вперёд, увлекая.

На бегу он заворачивает то, в одну, то в другую сторону, то бежит зигзагом, в общем, крутит змейку как хочет.

Проделывая всякие замысловатые фигуры и переплетения созмейкой, вожак не должен забывать о том, что в конце концов ему же и придётся их расплетать. Младшие дети в эту игру у нас играют шагом, а старшие с элементами бега, так как для них основная цель игры- укоротить цепочку. Т.е. так быстро бегать и неожиданно менять направления, чтобы где-нибудь вконце змейки игроки не смогли удержаться на поворотах и отрывались.

Цель других игроков прямо противоположна цели вожака и состоит в том, чтобы удержаться в змейке до конца игры.

Самое безопасное место в змейке –это в её голове, поближе к вожаку, потому что отрывается обычно хвост. Кстати говоря, в прошлом веке на Севере России эта игра называлась по-другому: «Растеряхи». Не правда ли очень меткое название?


смотрите ниже …..

И Т О Г:

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого- умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обыч-ным, скучным и надоевшим.

Педагогу следует помнить, что главная его задача- научить детей играть активно и самостоятельно.

Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Анализируя проведённую мною работу по изучению и проведению русских народных игр в старшей группе, я обнаружила, что почти у 40% старших дошкольников уровень развития двигательных способностей ниже среднего.

Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, является одной из причин ухудшения здоровья.

Вместе с тем, необходимо отметить что в процессе игр дети стали дружнее и честнее между собой, в противном случае, игра теряет всякий смысл. Добрее к своим товарищам. Дети поняли, чем больше они помогают друг другу, тем каждый из них становится сильнее. Игра научила их быть справедливее и великодушнее по отношению к новичкам, помня о том, что и они сами недавно были такими, не быть злопамятными к тому, из- за кого проиграли. Беречь друг друга во время игры, особенно девочек. Хотя они играют наравне, но всё- таки они слабее мальчиков. Воспитанники стали более выдержаннее и терпеливее. Это заметно, например, когда ребёнку приходится долго водить. А в случае увиливания его могут посчитать слабым или трусом. Или когда им делают справедливые замечания, они прислушиваются и «мотают на ус». Освоение русских народных игр, как игр с правилами, послужило формированию предпосылок к учебной деятельности. В них ребята стали сознательно подчиняться правилам, и обращать внимание не только на результат, но на способы его достижения.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспита-тельными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

С Ч И Т А Л К И (Приложение)

** 1 **

Мы делили апельсин.

Много нас, а он- один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для грача,

А вот эта для сыча.

Сколько долек насчитали?

Насчитали целых шесть

И одна в запасе есть.

Вот полдольки для осла,

И полдольки для бобра.

А для волка- кожура.

Он сердит на нас- беда,

Разбегайся кто куда!

** 3 **

Высоко- превысоко

Бросил я свой мяч легко:

Выше дома, выше крыши,

Облаков высоких выше,

Но- упал мой мяч с небес,

Закатился в тёмный лес…

Раз два- три-четыре- пять,

Я иду его искать!

** 5 **

На пригорке теремок,

На дверях висит замок,

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

** 7 **

За морями, за горами,

За железными столбами

Жили- были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет,

А потом ложились спать,

** 9 **

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

** 11 **

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз- росой она умылась,

Два- изящно покружилась,

Три- нагнулась и присела,

А четыре- улетела.

** 13 **

Раз- два, раз- два,

Вот береза, вот трава,

Вот полянка, вот лужок-

Выходи- ка ты, дружок!

** 15 **

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит- это он,

Выходи скорее вон!

** 17 **

Мчалась речка через скалы

И попутчицу искала.

А у лужи дело хуже,

Луже некуда бежать,

Вот кто будет нас искать!

** 19 **

- Раз, два, три, четыре!

Жили мыши на квартире;

Чай пили,

Чашки били

По три денежки платили!

Кто не хочет платить-

Тому и водить!

** 21 **

- Тили- тели, Тили- тели,

На лавочке сидели-

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной;

А ты кто такой?

** 23 **

- Аты- баты

Шли солдаты,

Аты- баты

На базар.

Аты- баты

Что купили?

Аты- баты

Самовар.

** 25 **

- Тара- бара,

Домой пора-

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить.

Тебе водить!

** 27 **

Начинается считалка:

На дубу-

Скворец и галка.

Улетел домой скворец.

И считалочке- конец.

** 29 **

Я пойду куплю дуду.

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

** 31 **

Шли бараны

По дороге,

Промочили в луже

Ноги.

Стали ноги вытирать:

Кто платочком,

Кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей.

** 33 **

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали и запели,


** 2 **

Вышла мышка как-то раз

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался сильный звон,

Выходи из круга вон!

** 4 **

Раз, два, три, четыре.

Кто живёт у нас в квартире?

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, сверчок и я-

Вот и вся моя семья.

Раз, два, три, четыре, пять,

** 6 **

Эни- бени, ешь пельмени,

Эни- бени, не хочу,

Эни- бени, читай книгу,

Эни- бени, спать хочу!

** 8 **

Бабе жалко, деду жалко:

Где ты старая считалка?

Не грустите, деда с бабой,

На считалки мы не слабы,

На считалки снова мода,

Выходи, который вода

** 10 **

Эй, Ванюша, посмотри-

Мы пускаем пузыри:

Красный, синий, голубой,

Выбирай себе любой!

** 12 **

Мы по лесенке бежали

И ступенечки считали:

Раз, два, три, три, четыре,

Умножаем на четыре,

Делим, делим на четыре-

Получается четыре.

** 14 **

Ягодка малиновка,

Медок, сахарок,

Поди вон, королёк!

Там тебе место-

В кислое тесто.

** 16 **

В небе паровоз летает,

В море плавает вагон,

Волк по воздуху шагает,

Кто не верит- выйди вон!

** 18 **

Воробьи, вороны, своы,

Волки, львы, волы, коровы.

Кто сумеет повторить?

Не сумел- тебе водить!

** 20 **

Мы со звуком «Р» играем,

Слово к слову подбираем:

Рак, гора, нора. Лимон…

- Выходи из круга вон!

** 22 **

Ходит свинка

По бору,

Рвёт траву- мураву.

Она рвёт

И берёт

И в корзиночку кладёт

Этот выйдет,

Вон пойдёт!

** 24 **

Мухо- мухо- мухомор,

Уходи в дремучий бор.

И сиди там на поляночке,

Где живут одни поганки.

** 26 **

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

** 28 **

Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох,

Уродился он пустой,

Мы помчимся, ты постой!

** 30 **

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать:

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами – щёлк, щёлк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди,

Как попрячемся- иди!

** 32 **

Начинается считалка:

Раз, два, три, четыре, пять,

На берёзе сидит галка.

Чур! Ребята, не кричать.

Сидят галка и галчата,-

И сорока, и скворец.

Все попрятались, ребята.

И считалочке конец.

** 34 **

Над горою солнце встало,

С неба яблоко упало,

По лазоревым лугам

Покатилось прямо к нам!

Покатилось, покатилось,

В речку с мостика свалилось.

Кто увидел- не дремли,

Это старшая группа д/с № 1

п. Горячий Пляж в р/ посёлке

Южно- Курильск Сахалинской обл.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема № 13. Народная подвижная игра в работе ДОУ


1 Воспитательное значение народных подвижных игр

2 Характеристика народных подвижных игр

Выводы и предложения по совершенствованию методики проведения народных подвижных игр с дошкольниками

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Литература

Цель: отразить задачи физического воспитания, решаемые с помощью народных подвижных игр, раскрыть возможности использования на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.

1 Воспитательное значение народных подвижных игр

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

К.Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

По мнению А.П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг у друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.

На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.

Прежде всего необходимо обратиться к трудам Е.А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игрищ с оттенком языческого культа, таковы, например, празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся большею частью шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми.

Е.А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».

На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера.

Горячо отстаивая идею о национальном характере детских подвижных игр, Е.А. Покровский не отрицал возможность занятий гимнастикой.

Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирование личности. Е.А. Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п.

Оздоравливающее, гигиеническое значение игры зависит еще от одного фактора, на значение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона, - это интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру.

П.Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П.Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию».

На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, А.Н. Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими».

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е.Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости.

Главное условие этих игр - развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А.П. Усова. Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Но не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны прежде всего сами знать историю их появления, их воспитательное значение.

2 Характеристика народных подвижных игр

Многие виды русского фольклора, в том числе и подвижная игра, восходят в своем возникновении к первобытно-общинному строю. Но сведений об этом почти не осталось. Древние летописцы увлекались больше строем жизни взрослых людей, описанием их войн и характеров предводителей, словом, более политической стороной жизни, детям обыкновенно уделяли слишком мало внимания, а игры их представляли себе, по-видимому, как едва ли позволительные детские шалости.

Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре.

Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам.

В языческой культуре Древней Руси не существовало обособленной касты жрецов, жертвоприношения и молебны совершались любым человеком у жертвенников и статуй почитаемых тогда богов (Ярило - солнце, Велёс - покровитель скота, Мокошь – богиня воды, дождя, Сварог - бог оружия, неба и небесного огня).

Кроме этого, культура Руси развивалась на основе жесточайшей эксплуатации трудового народа, главным образом крестьянства. Все это отразилось в играх, которые являлись частью жизни русского народа.

Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы - своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д.

Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

Интересным примером игры-обряда, во время исполнения которой пелись песни с обязательным упоминанием Лады (органического соединения аграрного божества и покровительницы брака, содержащим имя Лады), может служить общеизвестная игра «А мы просо сеяли».

А вот еще одна игра этого периода жизни русского народа, но уже из детского фольклора - горелки. О ней мы читаем у С.К. Якуба: «Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее - Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки - славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, «чтобы встретить в чистоте восходящее светило». В ту же ночь происходило и «умыкивание» девиц. В самой древней нашей летописи - «Повести временных лет» - так говорится об этом: «Схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе»». Эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку.

О происхождении самого название игры - «горелки» - свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А.Н. Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен… поется:

Не огонь горит, не смола кипит,

А горит-кипит ретиво сердце

По красной девице...

Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность...».

В зимние святки, на праздничных посиделках исполнялась и игровая песня «Дрема», также связанная с календарными праздниками, правила поведения в которых унаследованы от древних языческих времен. Можно предположить, что Дрема здесь - образ Солнца, которое будят, слегка, шутливо укоряют, ждут от него тепла:

Будет, Дремушка, дремать,

Полно, Дрема, стыдно спать.

На святки же «водили Козу», которая всех веселила своими выходками. Может быть, частью драматических сценок с этим персонажем является игра, где козонька должна показать, как скачут старушки, старички, девушки, молодцы и, наконец, сама коза, т. е. веселится народ, ждет весну. Возможно, к святочной игровой песне «Уж я золото хороню» восходит известная детская игра «Колечко» («Колечко, колечко, выйди на крылечко»).

В другой детской игре, «Кострома», ученые находят отголоски древнего языческого обрядового игрища в честь Костромы, олицетворявшей весенне-летнее божество. Молодые девушки, женщины делали из соломы чучело, одевали его в нарядный сарафан, украшали цветами, клали в корыто и, имитируя похороны, с песнями несли к реке. Там всю ночь пели, водили хороводы, а затем Кострому раздевали и бросали в реку, оплакивая ее кончину, вместе с которой кончились и все летние хороводы, гулянья. Наступало время летней страды. И в детском припеве сохранились слова о древнем значении игры:

Кострому мы наряжали,

Весну-лето провожали.

Хотя в ней усилена развлекательная функция: исход игры - это, по существу, ловишки, ведь детям надо побегать!

Многие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье. Такова, например, «Утена»:

По лугам гуляла,

Гнездо совивала,

Деток выводила,

Деток собирала.

Народная традиция создает образ ласковый, светлый:

Плыла утена через синие озера,

Ноженьки обмочила,

Крылышки обмочила,

Крылышки встрепенула,

На бережок вспорхнула.

Доброй, надежной матерью станет она своим детям. А наши дети впитывают вместе с игрой эту нежность, разлитую в простой мелодии.

В процессе игры ведущий игры - утена показывает несложные движения в соответствии со словами текста, что позволяет использовать ее с детьми дошкольного возраста.

Христианизация Руси и введение новой веры способствовало формированию особого христианского пантеона святых и созданию христианских праздников на основе языческих. Так, зимние святки были заменены рождественской неделей, а весенние - пасхальной, что отразилось на характере игр и развлечений как молодежи, так и малых детей. Например, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящему завязывали глаза и отводили к двери; потом к нему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью, пока он не поймает себе замену. «Бытовая» - постоянный набор святочных игр. В него входили: «Кострома», «Столб», «Цепочка», «Товар забирать», «Выскочка», «В короли», «Мост мостить».

А вот на Масленицу распространено было катание молодежи с ледяных гор. В Юрьевском уезде Владимирской губернии (информация 1893 г.) молодежь каталась на Масленице с горы на скамьях и буках - низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных. Во многих русских селениях Тверской губернии всю зиму катались с естественных гор только дети-мальчики.

Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта (см. рис.). В.Г. Григорьев пишет, что без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и многих более старших поколений. Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе!

Рис. 12. Русская лапта

О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А. Куприн. Он отмечал, что эта народная игра - одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, изворотливость, глубокое дыхание, верность своей партии (команде), внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят.

Одной из увлекательнейших детских народных подвижных игр с мячом, живущих до наших дней, является штандер. Эта игра очень старая, в нее играли еще в прошлом веке. Играли в нее на улице, под открытым небом, играли мальчики и девочки вместе, возраст не имел значения.

В простонародье чаще всего мячи для этой игры делали из тряпок и тряпками их набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка - ремешков, сделанных из коры липы, березы или ивы. Внутри такие мячи были пустые и набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались придать ему круглую форму. Когда ком хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому.

На вечерках, на гуляниях игрались такие игры, как: «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», «Редька», «Водяной», «Дедушка Мазай» и другие. В таких играх, начиная с Фомина воскресенья вплоть до Петрова дня, радостно участвовали все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о том, что допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с коренца», чтобы не повредить.

Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения.

Замечательные игры «Красочки», «В горшки» являются ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, и финалом игры, как правило, является бег.

А вот любимая детская игра «Я садовником родился» открывает совсем другую жизнь. В ней - влюбленность. Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность, совсем иного типа ритуальность «светских» отношений. Но и эти игры детям пришлись кстати, так как построены на любимых ими принципах: диалогичность и динамика, комичность воображаемых ситуаций, необходимость быстроты и верной реакции.

Многозвучная, веселая жизнь напоминает о себе криками продавцов, например, в игре «Съедобное-несъедобное».

Еще одной игрой, заимствованной от взрослых и дошедшей до наших времен, является игра «Кандалы» («Цепи кованые»). Предполагается, эта что игра является отголоском ритуала выбора невесты или показом стремления русских людей к свободе:

Цепи кованые,

Раскуйте нас.

Кем из вас?

Светой (Таней и т.п.).

Г. Виноградов относит эту игру к группе игр в разбой и воровство. Случаи разбоя и воровства неминуемо должны были породить группу игр в наказание. Но обычно это - игры переродившиеся.

Отражение повседневной трудовой жизни крестьян мы видим в таких играх, как «Удочка» и «Рыбаки и рыбки». Русские деревни стояли обычно по берегам рек и речушек, озер, поэтому удочки пыли у каждого уважающего себя мальчишки. С интересом наблюдали ребята за ловлей рыбы большими сетями-неводами. Так как было им не придумать игру, где можно половить рыбу удочкой или сетями?

Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Но кроме этого каждое поколение детей придумывало свои подвижные игры, которые можно было бы определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в «Резиночку», в «Банки» и др.

Выводы и предложения по совершенствованию методики проведения народных подвижных игр с дошкольниками

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Правила народных подвижных игр для дошкольников

Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Кот и мышь

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

Лапта

Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта - круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой - кон. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок,- тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Вариант «Переменки». На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймает мяч, то его берет тот из играющих, к которому он упал ближе, и возвращает его подающему. Если подающий поймает его на лету, то начинает отбивать мяч, а подающим становится тот, который удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идет к ловящим.

Правила игры. Тот, кто подает, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту. Если подающий не поймал на лету возвращенный ему мяч, то он берет его и начинает подавать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, т. е. десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал.

Литература

1. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе. М., 1983.

2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.

3. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М., 1979.

Елена Дмитриева

Отчет о проведении подвижных игр и игр эстафет в средней группы , согласно плану проведения месячника военно-патриотической работы.

Первого и второго февраля согласно перспективному плану по военно-патриотической работе в МБДОУ №3 г. Тимашевска в средней группе проведены следующие подвижные игры : «Самолеты» , «Летят самолеты» , «Я самый быстрый» , «Разведчики» , «Чей отряд быстрее построится» , эстафета «Кто быстрее доставит донесение в штаб» .





Еще мы мастерили поделки. Ребята под моим руководством изготовили целый полк танков. Мастерили мы их из спичечного коробка, крышки от пластиковой бутылки, трубочки для сока и цветной бумаги. на следующий день мы использовали наши танки для проведения НОД по конструированию на тему "Мост". Немного поменяв сюжет, мы устроили переправу танкового полка через реку, для чего необходимо было построить мост из строительного материала и переправиться на другой берег реки.




Публикации по теме:

Май 2016 года в Воронеже выдался дождливым и холодным. Но нам всё же удавалось погулять вдоволь и насладиться прогулкой. Как известно, прогулка.

Картотека подвижных игр и эстафет на военную тему. Игра «Вертолёты». Дети делятся на две команды. По залу разложены два обруча, в каждом обруче стоит флажок под цвет обруча (красный, синий.

Картотека подвижных игр в первой младшей группе Листопад Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой.

Картотека подвижных игр в старшей группе СЕНТЯБРЬ Ловишки: упражнять в быстром беге с увёртыванием, в ориентировке в пространстве; развивать ловкость, умение быстро действовать.

Картотека подвижных игр во второй младшей группе Разработала: Докучаева Екатерина Олеговна № 1 «Раздувайся пузырь» Цель: развивать.

Картотека подвижных игр во второй младшей группе Поезд Цель. Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их.

Цель: способствовать эмоциональному сближению родителей и детей, укреплению здоровья посредством совместной игровой деятельности по физической.

Когда воспитатель планирует с детьми провести подвижные игры, то он должен не только знать хорошо правила игры, но и умело руководить игрой,.

проведения подвижных игр в дошкольных группах МОУ Николо-Кормской СОШ

Подвижные игры в группе проводятся с учетом индивидуальных особенностей детей. Воспитатель особое внимание уделяет подготовке атрибутов игры, изготавливает их вместе с детьми или в их присут­ствии. Игра проводится одновременно со всеми детьми или с небольшой груп­пой.

Воспитатель собирает детей на игру разными приемами. Начинает играть с 3-5 детьми, постепенно к ним присоединились остальные. он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекает внимание малышей и тут же вовлекая их в игру. Собирает детей 1-2 мин, так как задержка снижает интерес к игре.

Дети должны усвоить правила игры, для того, чтобы четко выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Иногда воспитатель читает стихи, просит детей спеть песню на соответствующую тему, показывает детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре иногда удается и путем вопросов или загадывания загадок. Воспитатель старается правильно разместить детей. Детей средней группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры. Воспитатель стоит так, чтобы его видели все.

В средней группе все объяснения делаются в ходе самой игры. Объяснения краткие, точные, эмоциональные Не прерывая игру, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. При повторном проведении игры уточняет правила. Воспитатель распределяет роли, ему важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда справляются с ответственной ролью, но воспитатель подводит их постепенно к этому. Ответственные роли поручаются постепенно всем детям. Далее воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. До начала игры воспитатель разметила площадку. Инвентарь, игрушки атрибуты раздают перед началом игры или раскладывают на видном месте, чтобы дети могли воспользоваться по ходу игры самостоятельно.

Воспитатель руководит игровой деятельностью детей. В средней группе воспитатель вначале выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Воспитатель делает указания в ходе игры, оценивает деятельность детей.

Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

Воспитатель предлагает перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. Игра заканчивается.

Новое на сайте

>

Самое популярное