Домой Стратегии Сборник дидактических игр для дифференциации смешиваемых звуков у детей дошкольного возраста. Роль дидактической игры в коррекции фонематических процессов старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня Игры на развитие фонематических процессов

Сборник дидактических игр для дифференциации смешиваемых звуков у детей дошкольного возраста. Роль дидактической игры в коррекции фонематических процессов старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня Игры на развитие фонематических процессов

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для формирования фонематических процессов.

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие -это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

Нарушение фонематического восприятия приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого необходимо сформировать у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающую чёткое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Игра - ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности.

С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

1 этапе .

Различение неречевых звуков.

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

Дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)

Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».

- дифференциация по темпу (быстро - медленно)

"Кто быстрее? "

- дифференциация по ритму (ритмические рисунки)

Игра «Полянка».

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.

- дифференциация по силе звучания (громко - тихо)

Игра «Высоко – низко»

Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.

Игра «Тихо-громко»

Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.

2 этап - развитие речевого слуха.

Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.

- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

Игра «Метель»

Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.

Игра «Дует ветер».

Дует лёгкий летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)

Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.

Игра «Громко-тихо».

Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.

Игра «Три медведя».

Цель: развитие умения менять высоту голоса

Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра «Близко – далеко».

Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

- дифференциация слов, близких по звуковому составу :

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра» «Какое слово отличается? ».

Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком

Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

Будка-буква-будка-будка

Винт-винт-бинт-винт

Минута-монета-минута-минута

Буфет-букет-буфет-буфет

Билет-балет-балет-балет

Дудка-будка-будка-будка

- дифференциация слогов

Игра «Одинаковые или разные».

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Игра «Похлопаем».

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее? ».

Логопед произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра «Инопланетянин»

Цель: дифференциация слогов.

Оборудование: шапочка инопланетянина.

Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.

- дифференциация фонем.

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

Выделение гласных из ряда звуков.

Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

Узнавание гласных на фоне многосложных слов.

Выделение согласных из ряда других звуков.

Узнавание согласных на фоне многосложных слов.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Звук получается гласный

Спеть согласные бы рады,

Но во рту одни преграды:

Шепот, свист, жужжанье, рык

Преподносит нам язык.

Игра «Что просит мышка»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его. (белка) .

Игра «Звук заблудился».

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра «Найди звук»

1 Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

2 По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

Игра с мячом.

Логопед произносит различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук пой мать мяч, если звука не услышит, то отбить мяч.

3этап Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

Определение количества слогов в словах разной сложности

Выделение первого и последнего звука в слове

Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения.

Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий) ;

Определение места, количества, последовательности звуков в слове

Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

Построение моделей

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Если слоги встанут рядом –

Получаются слова:

Ты- и –ква-, а вместе «тыква».

Со- и –ва- итак, «сова».

Ударный слог, ударный слог

Он назван так недаром…

Эй, невидимка - молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Игра «Отстукивание слогов»

Цель: обучение слоговому анализу слов

Оборудование: барабан, бубен.

Описание игры: Дети садятся в ряд. Логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Игра «Угадай слово»

Цель: составление слов с определенным количеством слогов

Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

Игра «Слоговой поезд».

Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м -из 2х слогов, на 3м-из 3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон.

Игра «Пирамида».

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу 3 квадрата для трёхсложных слов, выше- 2 квадрата для двухсложных слов и наверху – один квадрат для односложных слов. Под квадратами находятся кармашки. Предметные картинки.

Ход: разложить картинки в нужный карман в зависимости от количества слов.

Игра «Найди слову схему»

Цель: упражнять детей в делении на слоги.

Предметные картинки, схемы для односложного, двухсложного, трёхсложного слов.

Подобрать слову схему.

Игра «Цепочка слов».

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звукав словах.

Оборудование. Карточки с предметными картинками.

Ход игры. Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Игра «Поезд»

Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.

Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых - последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

Игра «Чудесная удочка»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

Игра «Найди место звука в слове».

Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры: Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Игра «Найди место для своей картинки».

Цель: учить дифференцировать звуки в словах. (ш-ж, б-п, р-л, ш-с, г-к, ж-з, з-с) .

2 домика для каждого звука. (картинки со звуком [ш] живут в 1 домике, со звуком [с] в другом)

Игра «Будь внимателен».

Цель: различение звуков [д]-[т] в словах паронимах.

Точка-дочка, толк-долг, катушка-кадушка, вода-вата, тоска-доска, плоты-плоды.

Игра «Помоги собрать вещи»

Цель: различение звуков [з] – [ж]

Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з].а жуку со звуком [ж].

Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.

Игра «Чемодан и портфель».

Цель: различение звуков [ш].– [ж]

Спрячь в чемодан предметы, в которых есть звук [ж].а в портфель со звуком [ш].

Игра «Подарки»

Цель: различение звуков [л] – [л*]; [р] – [р*]

Звуковичок решил сделать Лане и Лене подарки. Но задумался, потому что Лана любит предметы со звуком [л], Лена со звуком [л*]. Помоги выбрать подарки.

Тигр - предметы со звуком [р], а тигрёнок со звуком [р*].

Игра «Что собрал мальчик на огороде со звуками [р] – [р]

[р] помидор, укроп, морковь, горох, картофель.

[р*] огурец, редиска, репа, редька.

Игра «Найди в каких словах звучит песенка большого комарика, а в каких маленького.

Цель: различение звуков [з].– [з*]

Зонт, забор, корзина, зебра, стрекоза, берёза, замок, изюм.

Игра «Кому, какая картинка»

Цель: различение звуков [г] – [к]

Голубю- картинки со звуком[г];

Коту Леопольду - картинки со звуком[к].

Фонетическое лото «Звонкий – глухой».

Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по звонкости- глухости.

На карточку с жёлтым прямоугольником- выкладывают картинки, в которых слова начинаются со звонкого согласного, а на карточку с сиреневым прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с глухого согласного.

Фонетическое лото «Твёрдый – мягкий».

Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по твёрдости-мягкости.

На карточку с синим прямоугольником- выкладывают картинки, в которых слова начинаются со твёрдого согласного, а на карточку с зелёным прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с мягкого согласного.

Игра «Звукоедик»

Цель: определение места звука в слове.

Игровой материал: кукла.

Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: … иван, … тул, … льбом,. кно (сто, сту, альбо, окн) и т. д. Что хотела сказать кукла?

Игра «Поймай звук»

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

Игра «Светофор».

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Взрослый называет слова. Ребёнок ставит фишку на левую красную, среднюю жёлтую или зелёную правую часть полоски («светофора») в зависимости от того, где слышится заданный звук.

Игра «Домики».

Цель: Развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове. Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова) .

Ход игры. Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (например; Ч или Щ, его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

Игра «Каждому звуку - свою комнату»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Ход игры: Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы - «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома - «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

«Сколько комнат в квартире? »

Цель: научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.

Ход игры: Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У ведущего - предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна-фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.

Игра «Телеграфисты»

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению; обучение звуковому синтезу слов.

Ход игры: Играют двое детей, они - телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слово - название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» - называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.

Игра «Подбери картинку к схеме»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Ход игры. У детей - схемы слов (прямоугольники, разделенные поперек на три части, с раскрашенной первой частью - начало слова, раскрашенной второй частью - середина слова, раскрашенной третьей частью - конец слова). Перед игрой каждый участник выбирает себе букву из предложенных ведущим. Ведущий показывает картинки (в правом верхнем углу каждой картинки помещена буква, а дети должны попросить себе такие, которые содержат выбранный ими звук, и положить эти картинки к нужной схеме. Выиграет тот, кто первый соберет по три картинки к каждой схеме. Затем дети меняются буквами, и игра продолжается.

Игра «Живые звуки, слоги»

ЦЕЛЬ: Учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.

ХОД ИГРЫ: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:

Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».

Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».

Оля, ты главный звук «и».

Вера, ты второй звук слова «дно»

Дети выстраиваются в шеренгу. В руках у них круги, соответствующие их звуку (синий, красный или зеленый). Перед детьми «живая» модель слова. Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.

Игра «Весёлые мячики»

Цель: формировать навыки звукового анализа.

Оборудование: карточки со слогами, разноцветные мячики с прозрачными кармашками.

Ход:

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь.

Красный, синий, голубой-

Не угнаться за тобой.

Весёлые мячики хотят поиграть с вами в слова, а сложить их надо из слогов и расположить мячи, так чтобы получилось слово.

Игра» Собери слово».

Цель: учить детей выкладывать слово по первым звукам на маленьких картинках.

Ход: детям раздаются по одной большой карточке и несколько маленьких.

Выложите слово машина, выделяя первые звуки из картинок на маленьких карточках.

МАШАНА: мак, арбуз, шапка, ива, носки, аист.

Игра «Прочитай слово по первым буквам»

Цель: упражнять в определении первого звука в слове, закрепить умение составлять слова из выделенных звуков, читать слова.

Ход: Логопед выставляет картинки и просит назвать первый звук в каждом слове и составить из этих звуков слово.

Игра «Придумать слова с заданными звуками»

1 Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.

2 По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

Игра «Измени первый звук»

Логопед называет слово. Дети определяют первый звук в нём. Далее им предлагается изменить первый звук в слове на другой. Ком-дом.

Цель: закрепить чтение слов, объединённых общим началом. Развивать фонематический слух.

Оборудование: карточки с изображением животных и птиц и напечатанные слова, которые произносят эти животные или птицы.

Кар– та Ш-арф му-ка з-аводква-драт ж-абаме-шок га=зета пи-ла

Ко-жа пи-ла ку-бик р-ыба у-тка блуза.

Литература:

1. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: [Текст] Учебно-методическое пособие. / Л. С. Вакуленко - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2. Волина В. В. Учимся играя. [Текст] / В. В. Волина – М. : Новая школа, 1994.

3. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. [Текст] / Е. В. Колесникова - М. : Гном и Д, 2000.

4. Максаков А. И., Туманова Г. А. Учите, играя. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. А. И., Максаков Г. А. Туманова - М., 1983.

5. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. [Текст] / - Г. А Туманова - М. 1991.

6. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. [Текст] / И. Н. Шевченко – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Похожие записи: Дидактическая игра для развития звукового анализа и синтеза «Парашютики»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 381

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СМЕШИВАЕМЫХ ЗВУКОВ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Составитель - учитель-логопед Леонова Наталья Григорьевна

Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа (Р.И.Лалаева): первый - предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй - этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану.

Уточнение артикуляции звука с опорой на зритель­ное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощу­щения.

Выделение звука на фоне слога.

Формирование умения определять наличие звука в слове.

Выделение слова с данным звуком из предложения.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и на I этапе. Однако основная цель II этапа - различение звуков, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что период автоматизации и дифференциации поставленных звуков у них достаточно длительный по времени и требует разнообразных заданий и игровых упражнений.

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные и подгрупповые занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала искать игры в специальной литературе, сети интернет и придумывать игры сама. Весь собранный материал я систематизировала по этапам работы.

Цель всех игр данного сборника : закреплять правильное произношение звука в словах и дифференцировать смешиваемые звуки в словах (II этап логопедической работы). Во всех играх может использоваться речевой материал на любые оппозиционные звуки: [С-Ш], [С-З], [С-Ц], [З-Ж], [Ш-Ж], [Ч-Щ], [Р-Л]. Большинство игр эффективно проводится в электронном виде с использованием программы Smart Notebook или Microsoft Office PowerPoint.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Покажи рукой»

Материал : предметные картинки, слова с дифференцируемыми звуками.

Ход игры : логопед произносит слова, дети показывают сигнал движением руки. Например, [Ш] - движение рукой - "ползет уж", [Ж] - движения пальцев, имитирующие, как жуки шевелят лапками.

«Звенит-жужжит»

Материал : слова, предметные картинки на дифференцируемые звуки.

Ход игры : выбирается водящий, он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову или выбирают картинку, в названии которой есть звук [З] или [Ж]. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук [З], то он говорит "Звенит", если [Ж], то говорит: "Жужжит".

«Разбежались и собрались»

Материал : символы смешиваемых звуков, расположенные в разных частях комнаты, предметные картинки на дифференцируемые звуки.

Ход игры : логопед называет слова с дифференцируемыми звуками (или показывает соответствующие предметные картинки). Дети бегут к тому символу звука, который содержится в слове (названии картинки).

ИГРЫ-ХОДИЛКИ

«Кто быстрее соберет вещи?»

Материал : большая карта, посередине которой изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук [С] или [Ш]. Между предметами - кружки в количестве от одного до пяти, фишки, кубик.

Ход игры : играют двое детей. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук [С], другой – [Ш]. Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их выпало. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан.

«Звуковая дорожка»

Материал : большая карта с нарисованными на ней цепочкой предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры : участники устанавливают фишки на старте. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают фишки по игровому полю, называя нарисованные картинки и определяя, какой звук в слове и закрывая картинку нужной карточкой. Например, со звуком [Ж] – жуком, со звуком [Ш] – змейкой (возможно использование букв-символов звуков). Игра заканчивается, когда все картинки оказываются закрытыми. Вариант игры. Идти можно только по дорожке с предметными картинками на определенный звук.

ИГРЫ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ КАРТИНОК

«Рыболов»

Материал : удочка с магнитом, предметные картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки, два ведерка с кармашками для символов звуков.

Ход игры : дети по очереди вылавливают удочкой картинки. Определяют наличие того или иного звука и кладут картинку в соответствующее ведерко.

«Поезд»

Материал : два бумажных вагона поезда с кармашками для символов звуков, предметные картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки.

Ход игры : разместить пассажиров по вагонам.

«Магазин»

Материал : большая карта, разделенная на 3 полоски (полки в магазине). Полоски расчерчены на квадраты, в которых нарисованы предметы одежды, посуды, деньги – символы звуков.

Ход игры : каждому ребенку дают по 6 квадратиков с какой-либо одной буквой. На свои деньги можно купить те предметы, в названии которых есть этот звук. Выигрывает тот, кто быстрее израсходует свои деньги.

Второй вариант. Деньги-буквы лежат на столе изображениями вниз, каждый играющий берет себе одну и покупает соответствующий товар.

«Построй домик»

Материал : предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) – на дифференцируемые звуки, на большом треугольнике (крыше) – карман для букв (символов звуков).

Ход игры : построить домик для героев, например, для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [Л], и для робота Ромы – со звуком [Р].

«Собери цветочек»

Материал : предметные картинки на цветных лепестках и буквы (символы звуков) на круглой сердцевине цветка.

Ход игры : собрать цветочки, выбирая лепестки с картинками на заданные звуки.

«Украсим комнату флажками»

Материал : две натянутые веревочки, предметные картинки (с дифференцируемыми звуками), наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры : педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданные звуки – на одну веревочку со звуком [С], на другую – со звуком [З].

«Украсим елочку»

Материал : силуэты двух ёлочек (с кармашками для символов звуков), на которых с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – «ёлочные шары», на которые приклеены предметные картинки.

Ход игры : педагог предлагает ребенку украсить елочки шарами, на которых нарисованы картинки с дифференцируемыми звуками, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке.

«Солнышко»

Материал : предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и символы дифференцируемых звуков на желтых кругах (2 солнца).

Ход игры : педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук.

«Собери яблочки»

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями для символов звуков.

Ход игры : педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. Например, в корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком [З], а в корзину собачки – яблочки с картинками со звуком [С]. Подобно этой проводятся игры «Собери морковь», «Собери груши» и т.д.

«Сложи пирамидку»

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки разной величины.

Ход игры : педагог предлагает ребенку сложить две пирамидки из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком, например, одна пирамидка – со звуком [Ц], другая – [Ч]. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

«Напои куклу чаем»

Материал : предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры : педагог знакомит ребенка с куклами Женей и Зиной, рассказывая, что они очень капризные – любят пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с их любимыми звуками [Ж] и [З]. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

«Аквариум»

Материал : два нарисованных аквариума с кармашками (для символов звуков), разноцветные аквариумные рыбки из бумаги с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры : необходимо разместить рыбок по аквариумам.

«Заправь автомобиль»

Материал : две нарисованных бензоколонки с кармашками для символов звуков, автомобили с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры : автомобили «везут» картинки с разными звуками, заправить автомобиль можно только на определенной заправке – с тем звуком, который есть в названии картинки на машинке.

«Стиральная машинка»

Материал : две стиральных машинки с кармашками для символов звуков, предметные картинки с изображением одежды на дифференцируемые звуки.

Ход игры : необходимо постирать вещи, положив их в определенную стиральную машину. Если на машинке символ звука [Ш], значит, в названии одежды тоже должен быть этот звук.

«Почтальон»

Материал : два почтовых ящика с прикрепленными к ним символами звуков, письма с предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры : ребенок выбирает «письмо» и опускает его в нужный почтовый ящик.

«Воздушные шары»

Материал : изображения двух девочек, воздушные шары с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры: Лене и Рае подарили воздушные шары. На воздушных шарах Лены – картинки со звуком [Л]. На воздушных шарах Раи картинки со звуком [Р]. Узнай, где чьи шары. Ребенок называет картинку, определяет звук в названии предмета и раскладывает картинки девочкам.

«Сложи цветок»

Материал : лепестки цветов по 6 штук разного цвета, с обратной стороны наклеены предметные картинки на дифференцируемые звуки, желтые «серединки» цветов с написанными на них буквами (символами звуков).

Ход игры : ребенок раскладывает цветочные лепестки вокруг «серединок», выбирая картинки с нужным звуком.

«Доктор Звуков»

Материал : фигура доктора Звукова, бутылочки из картона с наклеенными на них предметными картинками, в названии которых есть дифференцируемые звуки, фигуры «заболевших» зверят.

Ход игры : зверята заболели, доктор Звуков прописывает им лекарство. Змейке – со звуком [З], жуку – со звуком [Ж] и т.д.

«Забей мяч в ворота»

Материал : футбольное поле с нарисованными двумя воротами (на них кармашки для дифференцируемых звуков), вырезанные футбольные мячи с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры : играют двое детей. Им предлагается «забить голы» - поместить мяч в нужные ворота: одному ребенку нужно выбрать картинки со звуком [Р], другому – со звуком [Л]. За каждый правильно положенный мяч начисляется один балл. Выигрывает тот, кто забьет больше голов.

ИГРЫ С ВЫБОРОМ КАРТИНКИ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ

«Почини будильник»

Материал : циферблат часов с нарисованными по краю парами предметными картинками на смешиваемые звуки (каска и кашка, шуба и сыр, штаны и стакан и т.п.), синие фигуры, с помощью кнопок прикрепленные по краю круга так, чтобы они закрывали половину круга, т.е. одну картинку (каска, сыр, стакан и пр.).

Ход игры : будильник поломался. Чтобы отремонтировать его, нужно картинки со звуком [С] спрятать. В этом случае останутся картинки со звуком [ Ш ] . Когда ребенок сделает все правильно, логопед звенит колокольчиком (или подает другой звуковой сигнал).

Второй вариант. Педагог закрывает картинки сам, допуская ошибку. Задача ребенка найти ошибку, т.е. починить будильник.

«Собери бусы»

Материал : длинный шнурок, предметные картинки (с оппозиционными звуками), наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры : дети по очереди собирают бусы, один выбирает картинки со звуком [Ш], другой – со звуком [Ж].

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМВОЛОВ ЗВУКОВ

«Разноцветные прищепки»

Материал : вырезанный из картона круг, по краю которого помещают картинки с дифференцируемыми звуками, цветные прищепки.

Ход игры : необходимо «украсить» круг, прицепить прищепку определенного цвета на картинку. Например, на картинку со звуком [З] прикрепляется прищепка зеленого цвета, со звуком [С] – синего и т.п.

«Волшебная карусель»

Материал : вырезанные из картона два круга прикрепляются рядом к основе таким образом, чтобы они могли вращаться. По краю одного круга помещают картинки с дифференцируемыми звуками, другого – символы этих звуков.

Ход игры : ребенок вращает круги таким образом, чтобы составить пары – картинка и символ звука, который есть в названии этой картинки.

Второй вариант. На обоих кругах – предметные картинки с дифференцируемыми звуками. Один из детей вращает первый круг, другой – вращает второй круг таким образом, чтобы напротив картинки с первого круга оказалась картинка с таким же звуком.

«Звуковые часы»

Материал : картонный круг разделен на две половины, по одному краю наклеены предметные картинки с дифференцируемыми звуками [С, З, Ц, Ш, Ж], а по другому – символы этих звуков (буквы или картинки: [С]– чайник с паром, [З] – комарик, [Ц] – белочка, [Ш] – змейка, [Ж] – жук). В середине круга – две вращающиеся стрелки.

Ход игры : ребенок вращает стрелку. Если она останавливается напротив символа звука, ребенок соединяет ее с картинкой, в названии которой есть этот звук. Если стрелка останавливается напротив картинки, ребенок соединяет ее с соответствующим символом.

«Кубик»

Материал : кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа звука или буква, предметные картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры : дети по очереди кидают кубик. Звук, символ которого оказался сверху, бросавший кубик ребенок должен отыскать в названиях выставленных картинок. Если ребенок правильно выполнил задание, то забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

«Звуковой домик»

Материал : нарисованные на картоне домики с кармашками-окошками для символа звука (на крыше) и для предметных картинок (на стене), предметные картинки «гостей» с дифференцируемыми звуками.

Ход игры : домик зовет к себе гостей. Необходимо поместить картинки в кармашки в зависимости от звука, который есть в названии «гостя».

«Звуковое лото»

Материал : большие карты с нарисованными на них предметными картинками на оппозиционные звуки (по 4 картинки со звуками [С], [З], [Ш], [Ж]), фишки, символы этих звуков, волшебный мешочек.

Ход игры : детям раздают карты, логопед (ведущий) достает из волшебного мешочка символ звука, дети закрывают на своей карте картинку, в названии которой есть данный звук.

ИГРЫ-РАСКРАСКИ

«Редактор»

Материал

Ход игры : ребенку предлагается картинки с одним звуком зачеркивать, с другим – обводить в кружок.

«Художник»

Материал : листы с нарисованными предметными картинками на оппозиционные звуки, цветные карандаши.

Ход игры : необходимо раскрасить картинки определенным цветом. Например, со звуком [С] - синим, [З] - зеленым, [Ж] - желтым и т.д.

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.

Источники информации:

    Ермолаева Н.К. Обучение чтению в добуквенный период // Логопед, 2004, №3. – С.69 – 84.

    Игры для автоматизации и дифференциации звуков у де­ тей дошкольного возраста / Л. Н. Шинкарёва. - 2-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008.

    Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактически материалы / В.А. Ковшиков. – М.: Спб., 1995.

    Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб: СОЮЗ, 1998.

    Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учи­телей. - М.: Просвещение, 1993.

    Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи.

    Сергеева О. А. С детьми играем – речь развиваем

    Игры с прищепками.

    Фонематический слух.

Развитие фонематического восприятия и представлений

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.… Но слова - речевые звуки - с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Уже на третьем - четвертом году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями.

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.

Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, т. к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет. Понятие фонематический слух включает фонематическое восприятие, фонематические представления и звуковой анализ и синтез, которым дети овладевают не только в дошкольный период, но и в ходе подготовке к обучению грамоте. Достаточное развитие фонематического слуха необходимо ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.

Игра «Поезд» № 1

Цель :

Материал. Колокольчик, большой и маленький зайчонок.

Ход игры:

Звенит колокольчик. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Мы поедем к зайчатам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» - отправление поезда; «У-у-у» - поезд гудит; «Чух-чух-чух» - поезд останавливается около стула, на котором сидит большой зайчик.

Воспитатель и дети здороваются с зайчонком, просят поехать его с ними в детский сад. Зайчонок присоединяется к детям. Поезд едет дальше.

На другой остановке детей ждет маленький зайчонок. С ним дети тоже здороваются и приглашают поехать его с ними.

Когда поезд останавливается, зайчата предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать. Потом воспитатель говорит: «Зайчата устали и хотят спать. Давайте им споем песенку: “Ааа-ааа…” (дети имитируют, что укачивают зайчат). Зайчата уснули, а вы садитесь на стульчики».

Игра «Медвежата едят мёд» № 2

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед - дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.) 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись.

Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ)».

Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

Игра «Часы» № 3

Цель :

Развивать речевой аппарат и речевое внимание детей.

Материал . Картинка больших и маленьких часов.

Ход игры:

Воспитатель. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак…».

- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).

- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

Игра «Кто в домике живет?»№ 4

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка; 4 кубика.

Ход игры:

Воспитатель (показывая картинку с изображением кошки).

-Кто это? (Ответы детей.)

Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3—4раза). Воспитатель (показывает картинку с изображением котенка.)

- А это кто? (Ответы детей.)

Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

Воспитатель (показывает картинку с изображением собаки.)

-Кто это? (Ответы детей.)

Собака лает громко: «Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Воспитатель (показывает картинку с изображением щенка.)

-А это кто? (Ответы детей.)

Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

- Пошли животные домой (картинки убираются за кубики).

-Отгадайте, кто в этом домике живет:

«Ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей.)

-Правильно, собака (показывает картинку).

-Как она лаяла? (Ответы детей.)

- Отгадайте, кто в этом домике живет:

«Мяу-мяу» (произносится тихо)?

-Как котенок мяукал? (Ответы детей.)

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по несколько раз.

Игра «Колокольчики» № 5

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал . Большой и маленький колокольчик (можно использовать ёлочные игрушки)

Ход игры

Воспитатель. Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».

Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение выполняется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Звенят колокольчики»№6

Цель.

Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.

Ход игры

Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания).

Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.

Воспитатель показывает то большие (3 раза), то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).

Игра «Кто как кричит?»№ 7

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Фланелеграф, картинки к нему с изображением свиньи и поросенка.

Ход игры

Воспитатель.

- У мамы свиньи (укрепляет соответствующую картинку на фланелеграфе) был маленький детеныш-поросенок (выставляется картинка).

-Мама учила его хрюкать.

-Свинья хрюкала громко: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).

- А поросенок отвечал тихо: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).

-Играл поросенок и убежал далеко от мамы (переставляет картинку с изображением поросенка подальше).

-Свинья зовет сыночка.

-Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание.)

-Поросенок услышал, что мама его зовет, и захрюкал.

-Как он хрюкает? (Дети тихо произносят звукосочетание.)

-Прибежал поросёнок к маме (переставляет картинку).

-Свинья громко захрюкала. Как? (Ответы детей.)

-Так она хвалила сыночка-поросенка.

-И поросенок отвечал ей. Как? (Ответы детей.)

Игра «Барабаны» № 8

Цель.

Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.

Материал . Картинка большого и маленького барабана.

Ход игры

Воспитатель делит детей на две команды - большие и маленькие барабаны. Команды встают друг против друга.

Воспитатель. «Вы будете музыкантами, играющими на барабанах.»

-Большие барабаны стучат: «Трам-там-там» (дети повторяют звукосочетания). -Маленькие барабаны стучат: «Трим-тим-тим (дети повторяют звукосочетания).

Воспитатель в произвольном порядке дает задания командам 6-8 раз.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Лошадки и поезд» № 9

(в кругу)

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Ход игры

Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют).

Поскакали лошадки… Лошадки отдыхают.

Поехал поезд, застучал колесами.

Поезд остановился.

Игра «Большие и маленькие машины» № 10

Цель.

Ход игры

Воспитатель делит детей на две команды - большие и маленькие машины.

Воспитатель. Когда едут большие машины, колеса их громко шуршат: «Ш-ш-ш». Они бибикают: «Бып-бып-бып» (дети повторяют звукосочетание 2-3 раза). Маленькие машины едут тихо, и колеса их шуршат тихо: «Ш-ш-ш».

Они бибикают: «Бип-бип-бип» (дети повторяют звукосочетание 2-3 раза).

По сигналу «Поехали большие машины » дети первой команды имитируют, как едут машины - крутят руль и бибикают.

Затем по сигналу «Поехали маленькие машины » задание выполняет вторая команда.

Игра повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.

Игра «Рыбки»№ 11

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Воспитатель. «Вы будете рыбками.»

-Рыбки плавают в реке и плещут хвостом: «Флю-флю-флю».

-Они ныряют глубоко за кормом.

-Когда ныряют большие рыбы, то слышно: «Плюх» (произносит громко).

-Когда ныряют маленькие рыбки, то слышно: «Плюх» (произносит тише).

Дети повторяют оба звукосочетания 2-3 раза.

Воспитатель. «Поплыли рыбки, хвостиком машут.»

(Дети говорят: «Флю-флю-флю».)

-Ныряют большие рыбы… маленькие рыбки. (Дети произносят «Плюх» то громко, то тихо.)

Игра «Слоны и ослики»№ 12

Цель.

Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Картинки с изображением ослика и слона.

Ход игры

Воспитатель делит детей на две группы: осликов и слонов.

Они встают друг против друга.

Воспитатель. Ослик (показ картинки) кричит: «Ии-ии-иии», а слон (показ картинки) кричит «Ыыыы-ыыы» (дети повторяют оба звукосочетания).

По команде «Идут ослики » первая группа детей передвигается по комнате и произносит соответствующие звуки.

По команде «Идут слоны » указанные выше действия выполняет вторая группа.

Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.

Игра «Выполни задание»№ 13(в кругу)

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем (дети берутся за руки)

И бегаем кругом (3 раза).

Игра повторяется 3 раза.

Игра «Телефон»№14

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал . 3-4 сюжетные картинки типа: девочка прыгает, мальчик умывается, дети поют.

Ход игры

Воспитатель предлагает трем детям встать в ряд. Последнему на ухо говорит фразу, соответствующую содержанию одной из картинок. Ребенок тихо повторяет ее своему соседу, тот - первому ребенку в ряду, который произносит фразу громко, подходит к столу и берет нужную картинку.

Игра «Будь внимательным» №15

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал . Картинки с изображением взрослых животных и птиц на фланели - козы, овцы, петуха; их детенышей (у каждого ребенка по одной картинке детеныша); фланелеграф.

Ход игры

Воспитатель. Это коза (показ картинки).

-Она громко кричит: «Ме-ме..» (дети повторяют звукосочетание).

-А это козлик - ее детеныш. Он кричит тихо (дети повторяют звукосочетание

-Это овца (показ картинки). Она блеет - кричит громко: «Бе-бе…» (дети повторяют звукосочетание).

-А ее детеныш - ягненок кричит тихо (дети повторяют 5-6 раз).

- А это кто? (Показ на картинку с изображением петуха.)

-Как он кричит? (Ответы детей).

-Он громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!», всех будит (дети повторяю звукосочетание)

-У петуха и курицы есть детеныши.

-Как их зовут? (Ответы детей.)

-Как пищат цыплята? (Ответы детей.)

Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель. (раздает детям картинки с изображением детенышей этих животных и птиц).

Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов),

травку щиплют, крошки ищут.

Чья мама или чей папа позовет детеныша, тот должен покричать - ответить им - и побежать - поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель воспроизводит крик животного или птицы.

Дети, у которых на картинках изображены их детеныши, произносят, например: «Я - ягненок: “Бе-бе-бе”», - и ставит картинку на фланелеграф.

После того как будут поставлены все картинки, дети называют взрослого животного и его детеныша, птицу и ее детеныша.

Игра «Забей гвоздик молоточком»№16

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

Ход игры

Воспитатель. Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).

Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).

Давайте забьем гвоздь большим молотком.

Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.

Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

Игра «Научим зайку правильно говорить»№ 17

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф.

Ход игры

Воспитатель. У меня на фланелеграфе картинки. Зайка будет говорить, что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите его говорить правильно.

Ишка - дети поправляют «Мишка».

Елочка - белочка.

Оник - слоник.

Зьянка - обезьянка.

Ичка - птичка.

Бака - собака.

После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

Воспитатель. Молодцы ребята, научили зайку правильно говорить.

Игра «Лягушка и лягушата»№18

Цель.

Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

Ход игры

Воспитатель. Вы будете маленькими лягушатами, а я - мамой-лягушкой.

Лягушка по дорожке скачет, вытянув ножки: «Ква-ква-ква», выходи-ка детвора: «Ква-ква-ква». (Дети имитируют, как скачут лягушата, и квакают.)

Сядьте, лягушата, отдохните (дети присаживаются на корточки).

Наловила я много вкусных мошек.

Откройте по шире ротики - я вас покормлю.

Наелись лягушата, громко заквакали.

Легли спать на листики.

Проснулись и заквакали.

Дети выполняют указанные действия.

Игра «Позови свою маму»№ 19

Цель.

Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

Материал. На каждого ребенка по одной картинке с изображением детенышей животных и птиц: цыпленка, щенка, котенка, поросенка, лягушонка, жеребенка, теленка, утенка, медвежонка, гусенка, птенчика.

У воспитателя соответствующий набор взрослых животных и птиц.

Ход игры

Воспитатель. Кто у тебя нарисован, Коля? (Цыпленок.)

Кто у цыпленка мама? (Курица.)

Позови, цыпленок, свою маму. («Пи-пи-пи».)

(Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.)

Такая же работа проводится со всеми детьми.

Игра «Идут животные»№20

Цель.

Ход игры

Воспитатель делит детей на четыре группы - это слоны, медведи, поросята и ежики.

Воспитатель. Идут слоны, они топают очень громко (дети громко произносят звукосочетание «Топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза).

- Идут медведи, они топают по тише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише).

- Идут поросята, они топают еще тише.

- Идут ежики, они топают очень тихо.

- Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).

Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

Игра «Будь внимательным»№21

Цель.

Материал . Картинки с изображением куклы, мяча, пирамидки, машины, зайца, медведя, коровы, лошади, ежа; на каждого ребенка по синему и красному кружку.

Ход игры

Воспитатель. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.

Воспитатель показывает картинки (произвольно), а дети выполняют действия.

Игра «Отгадай слово» № 22

Цель.

Материал . Картинки на фланели с изображением всех знакомых детям животных и их детенышей; фланелеграф.

Ход игры

Воспитатель (выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе).

Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно.

Я скажу: «Лоша…», а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».

Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Игра «Кукушка и дудочка»№23

Цель.

Материал . Картинка, изображающая кукушку, дудочку.

Ход игры

Воспитатель. В лесу живет птица - кукушка (показ картинки).

-Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

-Однажды дети пришли в лес обирать грибы.

- Много набрали грибов.

-Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

Воспитатель делит детей на две группы - кукушки и дудочки.

Без системы 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Делай, как я»№ 24

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.

Материал . Игрушка: мишка

Ход игры

Воспитатель. Мишка хочет с вами поиграть - давать вам задания.

Мишка. Я косолапый, хожу вот так (показ). И вы походите так же (дети выполняют).

Я умею рычать: «Хр-хр-хр». И вы порычите…

Я люблю есть мед. Я ем его вот так (протягивает лапу и имитирует, что слизывает с нее мед). Ешьте мед…

Мед очень вкусный. Надо облизать губы вот так…

Надо облизать зубы вот так. Погладить животик и сказать: «Фу-у-у». Порычите погромче.

Воспитатель. Молодцы!

с.п. ГБОУ СОШ п. Масленниково

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего проявляется в заменах одного звука другим, например звука [С] на [Ш] (произносит сапка, вместо шапка) либо в смешении звуков, когда одно слово ребенок произносит то правильно, то неправильно (то шамолет, то самолет).

Но проблема не только в нарушении звукопроизношения, в дальнейшем нарушение фонематического слуха может привести к трудностям усвоения письма, и чтения. Эта же проблема относится к детям с ОНР.

Поэтому очень важно, прежде чем заниматься постановкой звуков, развивать и тренировать фонематический слух. На подготовительном этапе требуется развить у ребенка достаточный уровень слухового внимания, памяти, восприятия, представлений. Летний период - лучшее время для развития фонематического слуха. Занимайтесь с ребенком, чтобы осенью в логогруппу он пришел подготовленным, тогда работа по постановке и автоматизации звуков будет идти намного быстрее и эффективнее.

Предлагаю вам играть с детьми в следующие игры по развитию фонематический процессов:

«Угадай что звучит»

Цель: развитие слухового восприятия, памяти, представлений.

Начинаем с неречевых звуков. Возьмите любой предмет, который издает звук. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать чем вы сейчас издаете звук, щелкаете ли ножницами, гремите кастрюлей, машите стопкой листов. Делайте это постоянно: во время готовки, уборки, купания ребенка. Это развивает слуховое внимание, формирует представления ребенка о звучании различных предметов.

В такую игру можно играть и с музыкальными инструментами (то, что может оказаться и у вас дома: бубны, погремушки, ложки, трещотки, колокольчики, свистки, гудки, звучащие/пищащие игрушки).
Также показывайте ребенку, как звучат предметы из различных материалов (стекло, пластик, дерево, металл).

«Жмурки»

Цель: развитие слухового внимания, различения направления звука.
Ребенок с закрытыми глазами пытается поймать участников игры. Участники звенят в колокольчик/хлопают в ладоши. Можно упростить задачу, и не позволять участникам передвигаться, а только стоять на месте и издавать звук.

«Постучим»

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, воспроизведение ритма.

Попробуйте сыграть в это с ребенком с ФФН и вы поймете, как ему это сложно. У детей с ФФНР неразвит навык восприятия и воспроизведения, различения ритма. А ведь в словах, в речи тоже есть свой ритмический рисунок. Отсюда «проглатывание» окончаний, неправильное произношение слов, замены слогов.

Задание: простучать любой ритм (стук. Пауза. Стук, стук), попросить ребенка повторить. Когда начнет хорошо получаться, задание усложняем - повторить ритм нужно уже с закрытыми глазами.

«Правильный банан»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, представлений.

От неречевых звуков переходим к речевым.

Развиваем у ребенка внимание к правильному произношению слов. Показываем ребенку какой-либо предмет/картинку и спрашиваем, правильно ли вы назвали слово. Слово нужно «исковеркать» и назвать неправильно: «Это баран? Это вабан? Это набан? Это ваван? Это банан!».
Можно произносить слово так, как характерно для ребенка. Обычно ребенок знает, что произносит слово неправильно и может различить верный вариант. Здесь главное знать, что малыш не обидится и не расстроится. Правильного варианта произношения от ребенка, у которого не поставлен звук, не требуем!

«Исправь меня»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, умения различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Читаем любые детские стихи. В одном из слов заменяем/пропускаем/добавляем лишнюю букву. Ребенок должен услышать ошибку. Например:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери..

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама... осы.

Аналогично:

«Съедобное - несъедобное»

Даем ребенку ряд слов, близких по звучанию. Ребенок повторяет только те, что обозначают съедобные предметы. Например:

Картошка. Ложка. Окрошка.

Апельсин. Блин. Мандарин.

Конфета. Котлета. Ракета.

«Саймон говорит»

Цель: различение голоса по силе, тембру, высоте.
Совершаем действие и озвучиваем его в повелительной форме. Ребенок должен за вами повторить действие только в том случае, если вы произнести его громко (или тихо, высоким голосом/низким, быстро/медленно).

Например: «Подними руку! Попрыгай! ПРИСЯДЬ!»

«Глухой телефон»


Помните эту старую игру еще из детства. Для детей с ФФНР она актуальна всегда. Прошепчите на ушко ребенку любое слово/словосочетание и попросите повторить. Такая форма игры заставляет ребенка максимально сосредотачивать слух. Начинать игру лучше вдвоем с ребенком и добиваться максимально точного повторения, а позже играть можно группой, чтобы повеселиться над необычными ответами. Кроме слов можно просить повторить ряды слогов, например СА-са-сы, ра-ру-ра и т.п. Внимание! Не давайте ребенку слоги и слова, со звуками, которые ребенок еще не произносит!

Игры из серии «запомни слова». Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, памяти.

«Попугайчики»

Предлагаем ребенку послушать цепочку слов и повторить их. Затем прибавляем еще одно слово к цепочке. Цель игры: запомнить как можно больше слов подряд. Ошибся - игра окончена. На первых этапах, возможно играть с опорой на картинки. Картинки после демонстрации закрываем. Но позже нужно исключать картинный материал и делать упор на слуховую память.

Пример: стол, зонт, суп. Стол, зонт, суп, нос. Стол, зонт, суп, нос, стул. И т.п.

Слова могут быть случайными или одной семантической группы (животные, фрукты, игрушки).

Не забываем об игровом сюжете. Запоминать можно покупки для магазина, шифры для шпионов. Можно запомнить ряд слов у мамы добежать в соседнюю комнату и повторить их папе, у него же получить новое слово и вернуться к маме. Фантазируйте.

Еще лучше играть в группе. Тогда каждый участник повторяет слово за предыдущим и называет свое новое слово. Так игра идет по кругу пока на ком-то не прервется. Начинаем заново.

Также можно повторить ряд слов, пропустив одно или заменив на другое. Ребенку нужно будет найти ошибку.

«Пары слов»

Теперь даем пару слов. Например: «собака - кость», «машина-колесо», «стул-сиденье». Затем называем одно слово из пары, ребенок должен вспомнить второе. Усложняем задание, увеличивая количество пар слов. Так же можно давать пары имеющие смысловую связь (суп-тарелка), либо без нее (карандаш-небо).

Игра «Поймай ошибку»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.
Взрослый произносит ряды слогов «та-та-да», «ка-ка-га» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

И еще - Учите стихи ! Возьмите в привычку заучивать с ребенком по одному стиху в неделю. Это так же могут быть считалки, песенки. Выбирайте веселые и смешные, так ребенку будет интересно их запомнить.
Только после такой подготовительной работы можно переходить к «продвинутым» заданиям и играм по формирования процессов фонематического анализа, синтеза на материале слов.
Все эти игры просты и не требуют особенного дополнительного оборудования. Играть можно во время поездки в машине, на прогулке, в очереди в поликлинике и т.п. Главное систематическое повторение, тогда обязательно появятся результаты. И не забывайте что это игры, а не учебные задания, ребенку должно быть интересно и весело. Покажите свою заинтересованность в процессе игры, и тогда вашему ребенку она никогда не надоест.

Новое на сайте

>

Самое популярное